Духовность – жизнь и развитие человека по законам индивидуального Духа.
Рассматривая природу человека, его «бытие-в-мире», можно условно выделить три уровня жизни, на которых человек себя проявляет, взаимодействуя с целостной Природой, частью которой он является.
-
Тело человека. Соматический уровень. Источник жизненной силы, витальности человека. Определяет здоровье и биологические возможности человека, его взаимоотношения с материальными объектами окружающего мира.
-
Душевность человека. Эмоционально-интеллектуальный уровень. Источник самосознания и социальности. Определяет взаимоотношения человека с другими людьми.
-
Духовность человека. Индивидуально-ценностно-смысловой уровень. Источник нравственности. Определяет взаимоотношения человека со своей совестью и своей истиной сущностью, истинным «я».
На каждом из этих уровней человек может чувствовать отчужденность, потерю чувства единства с миром: 1) отдельность от природы, 2) недостаток значимых межличностных взаимоотношений, 3) отчуждение от своего истинного «я», что, в свою очередь, вызывает чувства тревоги и/или вины, которые не всегда осознанны, но могут вызывать снижение жизненного тонуса человека, апатию и депрессию.
Различные школы психологии помогают человеку решать проблемы отчужденности и дезадаптации, возникающие на различных уровнях его «бытия-в-мире».
На телесном, биологическом уровне, уровне инстинктов и рефлексов решать проблемы адаптации помогает радикальный бихевиоризм (Ф. Скиннер) – подход, позволяющий формировать адекватное окружающей среде адаптивное поведение без осознания, автоматически.
На душевном, эмоциональн¬о-интеллектуальном уровне, уровне личностных взаимоотношений и конфликтов классический психоанализ помогает успешно разрешать психологические проблемы путем снятия внутрипсихического напряжения, вызванного конфликтом субличностей, и направления высвободившейся психической энергии на достижение удовольствия (З. Фрейд) или власти (А. Адлер).
Когнитивно-поведенческое направление в психологии и НЛП можно рассматривать как синтез подходов первого и второго уровня.
Гештальт-психологию, психологию, центрированную на человеке, и трансперсональную психологию можно рассматривать как подход второго уровня с введением в него ценностных элементов третьего уровня – целостности (Ф. Перлз), гуманизма (Э. Фромм, К. Роджерс) и самоактуализации (А. Маслоу).
Психосоматика и телесно-ориентированная психотерапия (В. Райх), несмотря на название, включает в себя элементы всех трех уровней, но она является в основном практической, а ее теоретическая база представлена весьма слабо и, следовательно, может подвергаться различным и не всегда верным трактовкам.
Таким образом явно прослеживается тенденция развития психологической мысли от классических бихевиоризма и психоанализа к современной экзистенциально-гуманистической психологии, ориентированной в большей степени на третий уровень – истинное «я» человека, уровень духовности, единственности и неповторимости человеческой индивидуальности, смысла и ценности человеческой жизни, нежели на дрессировку, кайфы или «конструктивную агрессию».
Да прибудут со мной: Сила изменить то, что я могу изменить, Терпение принять то, что я не могу изменить и Мудрость отличить одно от другого.
Основными постулатами экзистенциальной психологии (Р. Мэй, И. Ялом) являются данности существования – неизменные законы окружающего нас мира, Природы.
- Неизбежность собственной смерти.
- Непреодолимость телесной изоляции.
- Неустранимость свободы воли и ответственности за выбор.
- Отсутствие заданного извне смысла жизни.
Осознание данностей существования обнажает перед человеком суровую реальность окружающего его мира и может вызывать страх соприкосновения с этой реальностью и экзистенциальную тревогу. Психика человека, пытаясь справиться с возрастающим уровнем тревоги, активирует защитные механизмы и с их помощью скрывает данности существования от осознания.
-
Отрицание факта неизбежности собственной смерти. «Там, где я – смерти нет, там, где смерть – нет меня». И действительно, нас ведь не пугает то, что было с нами до рождения, когда нашего сознания еще не было, так к чему же бояться того, что будет с нами после смерти, когда нашего сознания уже не будет. Действие данного защитного механизма проявляется в постоянно растущем темпе жизни, который не дает человеку остановиться и глубоко осознать окружающую его реальность и ее законы.
-
Стремление к слиянию, симбиозу с другими людьми. Потеря своего «Я», обезличивание индивидуального и растворение в коллективном. Проявляется в сексе, религиозном экстазе, неврозах зависимости, паталогических привязанностях, в которых другие люди могут участвовать опосредованно (например – компьютерные игры).
-
«Бегство от свободы», избегание сознательного выбора и ответственности за него. Страх принять самостоятельное решение и смирение перед чуждой волей, конформизм. Проявляется в неосознанном страхе альтернатив – отдать приоритет одному, отказавшись от другого, в неосознанном стремлении к обладанию всем, к реально ненужному, бесконтрольному потреблению.
-
Принятие чуждого смысла как своего, отказ от собственной индивидуальности, от своего истинного «я». Проявляется на религиозном плане как вера и служение, на светском плане – как стремление к карьере, славе, власти, деньгам.
Данности существования являются своеобразным вызовом целостной Природы индивидуальному человеческому Духу. У каждого человека присутствует экзистенциальная потребность психологически справиться с данностями существования, осознанно, активно, творчески, радостно жить и наполнить свою жизнь смыслом, утвердить в мире свою духовную природу, свое истинное «я».
Бог простит, собственная природа – никогда.
Создатель логотерапии (В. Франкл) назвал эту потребность духовной природы человека – волей к смыслу, ее игнорирование – экзистенциальной фрустрацией, а условия, в которых эта фрустрация возникает, – экзистенциальным вакуумом («Невыносимая легкость бытия»).
Он также описал новый вид невроза, возникающего в условиях современной общественной жизни – в условиях экзистенциального вакуума, кризиса духовно-нравственных ценностей.
При сильной экзистенциальной фрустрации, защитные механизмы психики могут не справляться с внутрипсихическим напряжением. Экзистенциальная тревога может проникать в сознание в искаженном виде, в виде неадекватных для жизненной ситуации, в которой находится человек, внутренних состояний (мысли и чувства) и поведения. Такое положение дел приводит к экзистенциальному неврозу и негативно сказывается на качестве жизни человека. Причиной данного невроза является игнорирование человеком своей духовной природы, нарушение им ее законов.
Качеством своей жизни человек отвечает за свой образ жизни.
Психологически справиться с данностями существования человеку помогает не снятие тревоги и внутрипсихического напряжения, связанного с их осознанием, а, напротив, сознательное поддержание альтернативного психического напряжения, исходящего из самой сущности человека, его индивидуальной духовной природы – воля к смыслу.
Даже в критических жизненных ситуациях, в условиях серьезных биологических (болезнь) или социальных (потеря близкого человека) проблем жизнь человеку спасает не стремление снять психическое напряжение, а осознание им смысла дальнейшей жизни, осознание духовно-нравственных ценностей, ради которых стоит жить.
Рассмотрим три категории ценностей, реализация которых придает человеческой жизни смысл.
- Творчество. Труд на благо Природы и общества. Признание человеком ценности своей единственной и неповторимой индивидуальности.
- Переживание. Чувственное восприятие человеком искусства, культуры, Природы.
- Отношение. Выбор человеком собственной позиции к судьбе, истории, законам окружающего мира, данностям существования.
Нет заданного извне (волей бога) смысла жизни. Но есть воля к смыслу, как духовная потребность человека. При ее фрустрации человек впадает в депрессию и апатию. Верно и обратное: наполнение своей жизни смыслом придает человеку Силы, стимулирует жизненную активность и оптимизм.
Образ жизни – понятие целостное, включает в себя и способ жизни (метод решения жизненных задач), и ее смысл (ценности, ради реализации которых эти задачи решаются).
Цель не оправдывает средства, ибо важна не цель, а процесс. Именно жизнь как процесс наполняется смыслом здесь и сейчас. Цель – не есть смысл – она лишь символ, который помогает придерживаться выбранного направления действий и развития. А в средствах, используемых при достижении цели, проявляется истинная суть человека, его ценности.
У человека есть судьба с заданными Природой при рождении биологическими (темперамент, здоровье) и социальными (воспитание, образование, среда) начальными условиями. Эти условия в каких-то, может быть, весьма различных рамках определяют круг задач, которые суждено решать человеку в жизни. Но само по себе решение этих жизненных задач не имеет для человека смысла, если он сам не наполнит их смыслом.
Следовательно, сохраняя осознанность, удовлетворить экзистенциальную потребность в смысле жизни извне невозможно. Однако, можно неосознанно позволить увлечь себя каким либо религиозным или светским учениям и принять их смысл как свой. Но тогда человек может чувствовать неосознаваемую экзистенциальную вину за то, что предал и не реализовал свою индивидуальную духовную природу, отказался от своего истинного «я».
Жизнь – встреча человека и мира.
Таким образом, чтобы удовлетворить свою экзистенциальную потребность в смысле, человеку нужно самостоятельно, опираясь на свою индивидуальную духовную природу, свое истинное «я», творить и осознавать смысл своей жизни в каждый момент его встречи с миром – здесь и сейчас.
Смысл человеческой жизни в том, чтобы наполнить свою жизнь смыслом.
Далее предлагается авторский вариант осмысления других данностей существования.
- Смысл смерти в том, чтобы преодолеть ее страх, сделав свою жизнь полной (творчество, переживание, отношение).
- Смысл изоляции в том, чтобы научиться любви и преодолеть психологическое одиночество.
- Смысл свободы в том, чтобы осознанно взять ответственность за каждый свой выбор, за свою жизнь в целом.
Заметим, что человек не может придумать (интеллектуально выбрать из заданного культурой набора) смысл своей жизни, т.к. любой присутствующий в культуре смысл был актуален для другого человека там и тогда, а для данного человека здесь и сейчас он не будет живым, исходящим от его истинной сущности, истинного «я».
Это, однако, не означает, что у разных людей в разных ситуациях не может быть одного смысла, – может, но для каждого из них он будет уникальным, искренним, будет исходить от сердца, будет отражать ценности его единственной и неповторимой индивидуальности.
И нет никакого глобально заданного богом каждому человеку смысла жизни, ибо нет никакого бога вне человека. «Люди – смертные боги, а боги – бессмертные люди».
Неуязвимый воин тот, кому нечего защищать.
Психо – душа, логос – закон, смысл; следовательно, психологическая целостность – целостность души, ее жизнь и развитие по законам индивидуального Духа. Психологическая целостность – не просто сохранение своих времени и энергии. Психологическая целостность – реальное решение своих индивидуальных жизненных духовных задач, реализация своих истинных ценностей, выражение своей единственной и неповторимой индивидуальности, авторство собственной жизни.
Рассмотрим, как человек проявляет себя, взаимодействуя с окружающим его миром, как он утверждает свое «бытие-в-мире» в зависимости от отождествления его сознания с различными уровнями жизни.
-
Сознание человека в большей степени отождествляется с его телом и сфокусировано на материальных объектах окружающего мира. Человек проявляет себя в Природе и обществе как социальный индивид – «носитель общественного сознания и субъект общественной деятельности». Он не может проявить свои искренние чувства, свое истинное «я», свою истинную суть, т.к. не осознает их – он адаптируется к природным и социальным условиям лишь с целью выживания и удовлетворения базовых жизненных потребностей, которые и формируют его мотивацию. Социальный индивид – фундамент личности.
-
Сознание человека отождествляется в основном со своими мыслями и чувствами и сфокусировано на взаимоотношениях с другими людьми. Человек проявляет себя как личность. Личность – понятие социальное. Быть личностью – значит осознавать и позиционировать себя в общечеловеческом континууме, «самоопределиться в пространстве культуры и во времени истории», обладать развитым самосознанием, и в то же время осознавать свои психологические границы. Мотивацию формирует выраженная потребность в межличностных отношениях. Личность – фундамент индивидуальности.
-
Сознание человека отождествляется со своей истиной сущностью, истинным «я», своей совестью и сфокусировано на нравственных ценностях и смыслах, на неизменных законах целостной Природы. Человек проявляет себя как индивидуальность. Индивидуальность – понятие природное, в ее духовном творческом созидательном проявлении, а не в виде базовых инстинктов. Жить по своей индивидуальности – это идти своим единственным и неповторимым Путем, следовать велению своего сердца и своих Духовных Сил. Быть индивидуальностью можно лишь став личностью. Для индивидуальности характерно более широкое и глубокое освоение истории и культуры, постижение и осознание различных мифов (миф – часть психики, символически определяющая описание реальности, картину мира, которые человек принял и использует в своей жизни). Ярко выражены потребности в самореализации, самоактуализации, надличностных, трансперсональных состояниях, познании и осознании неизменных законов целостной Природы и приведении себя в соответствие этим законам, что и определяет мотивацию.
Так как сознание большинства людей на данном этапе эволюции общества – периоде ценностно-смыслового, духовно-нравственного кризиса находится на психологическом уровне, соответствующем личности, и во многом ограничено этим уровнем, заметим следующее.
Личность осознает границы своего эго, сравнивая себя с другими представителями общества, находя сходства и отличия. Эго провоцирует гордыню, которую приходится защищать, т.е. соответствовать, или притворяться, что соответствуешь определенным стереотипам, из чего неизбежно следуют психологические ограничения, накладываемые на индивидуальность человека групповым общественным сознанием. Таким образом, свои время и энергию человек частично вынужден расходовать на решение групповых, а не индивидуальных задач. И это хорошо, более того, в идеале к этому можно стремиться, если индивидуальные и групповые задачи коррелируют между собой. Но что делать «просветленному» в обществе, живущем законом «выгодно продай»? Как ему реализовать свои ценности и наполнить свою жизнь смыслом в этом обществе?
Совершенно верно – продавать свое «просветление».
Активно и радостно жить, творчески решать свою индивидуальную жизненную задачу, проявляя психологическую гибкость и сохраняя свою психологическую целостность, опираясь на надличностные, не центрированные на эго, трансперсональные состояния, на приоритет индивидуальности над личностью.
Задача обретения психологической целостности, таким образом, приобретает вид нахождения способа реализации индивидуальных единственных и неповторимых ценностей и смыслов, самореализации и самоактуализации в условиях реального природного и социального окружения. Необходимо обрести психологическую гибкость, основа которой надличностные, трансперсональные состояния, отсутствие зацикленности на своем эго – своей ограниченности, своей личности и ее сравнении с другими. Необходимо найти или создать корреляцию индивидуальных задач (реализация духовно-нравственных ценностей и смыслов) и общественных интересов (не обязательно декларируемых или даже осознаваемых самими носителями общественного сознания) и реализовать свой духовный творческий потенциал в этих условиях, ибо других нет.
Любить людей – это не стремиться сделать их удобными для себя, и даже не принимать их такими, какие они есть. Любить людей – это помогать им стать такими, какими они могут быть по своей истинной природе.
|