В одной далёкой стране жил-был огромный великан, не меньше трех метров ростом, с копной рыжих волос и рыжей бородой. В руках он всегда носил тяжелый топор.
Каждый год, в один и тот же день и час, великан спускался с родных гор к городским стенам и начинал терроризировать местных жителей.
«Эй вы, дайте мне своего самого смелого воина, и он будет побежден», – кричал великан, возвышаясь над стенами и грозно размахивая топором. «Дайте мне противника, иначе я разрушу ваш город и зарублю всех вот этим самым топором!»
И каждый год ворота замка медленно и с опаской отворялись, и один несчастный отправлялся навстречу верной погибели.
«И это ваш лучший воин?» – издевался великан. А бедняга просто неподвижно стоял перед ним, загипнотизированный его огромными размерами и важностью своей миссии. Ни одному не удалось хотя бы выхватить свой меч, до того как великан обрушивал на него свой огромный топор.
Но однажды в город прибыл юный принц МИР. «Почему все жители здесь так печальны и испуганы?» – спросил он одного из попутчиков.
«Ты еще не видел великана», – ответил тот.
«Какого великана?» – спросил юный принц МИР с интересом.
Попутчик рассказал принцу, в чем дело.
«Каждый год, в этот самый день, к
воротам города подходит великан и вызывает на бой нашего лучшего воина.
И каждый год он убивает его на месте. Несчастные не успевают даже меч
вытащить. Должно быть великан их гипнотизирует».
«Посмотрим», – сказал юный принц.
И когда в тот же день у ворот появился великан, принц МИР уже ждал его.
«Эй вы, дайте мне своего самого смелого воина, и он будет побежден», закричал великан.
«Я здесь», – сказал юный принц МИР, распахивая ворота и шагая навстречу великану.
Несколько мгновений они стояли и смотрели друг на друга. Принц находился довольно далеко от великана, но все же был поражен огромными размерами и устрашающим видом противника.
Собрав в кулак всю свою отвагу, он пошел навстречу великану, размахивая мечом и не отрывая взгляда от этого ужасного лица с рыжими волосами и рыжей бородой.
И! вдруг о н заметил, что по мере приближения к великану, тот не только не становится больше, но уменьшается прямо у него на глазах. Принц остановился, окинул великана взглядом и увидел, что теперь его рост уменьшился вдвое.
Принц подошел ближе, снова остановился и посмотрел на «великана». Теперь рост того был не больше шестидесяти сантиметров. Принц продолжал приближаться к нему, пока не оказался с ним лицом к лицу, и с каждым шагом «великан» уменьшался. Он стал таким маленьким, что смотрел на принца снизу вверх. Его рост был не более тридцати сантиметров.
Юный принц МИР поднял меч и пронзил сердце «великана».
И когда, умирая, «великан» упал на землю, принц нагнулся к нему и спросил: «ТЫ КТО ТАКОЙ? ДАВАЙ ДОСВИДАНИЯ.»
«Мое имя – Страх», – прошептал «великан» и испустил дух. Победить свой страх легко поможет :
Тренинг МИР « Экзистенциальная арттерапия»
Направлен на создание такого пространства, в котором человек имеет возможность исследовать и поверить в себя. Соприкоснуться с чем-то большим, чем он знает. Это путешествие по неизведанным просторам вашей души поможет понять как закладывается система представлений о мире. Погружение вглубь себя позволит размыслить о свободе, одиночестве, изоляции, смысле жизни. Корень проблемы – это взгляды и представления о мире, способы бытия, ограничения каждого. После прохождения этого тренинга каждый осознает как именно и в какой мере он участвует в созидании своей жизни.
Арт-терапия:
- создаёт положительный эмоциональный настрой;
-облегчает процесс коммуникации;
-позволяет проработать подавленные мысли и эмоции;
-развивает чувство внутреннего контроля;
-корректирует нарушения личностного развития;
-позволяет выстраивать отношения, основанные на любви и взаимной привязанности.
Часть первая
Техники:
-стремления – побуждает идти вперёд и определить собственные желания;
-соприкосновение с одиночеством – направлена на работу со страхами и тревогами;
-одиночество, изоляция, отделённость – работа с конфликтами;
-свобода- постоянный выбор и создание нового;
- свобода от чего и для чего – работает с запретами, границами, страхами.
Часть вторая
Техники:
- значение вины и её выгоды;
- столкновение с бессмысленностью – позволяет ознакомится со смыслом жизни;
- мой индивидуальный смысл;
- что для меня значит смерть – работа с зависимостями, старыми психологическими травмами.
Экзистенциальная психотерапия (англ. existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии, которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе).
Согласно Генри Элленбергу, экзистенциальная психотерапия - это приложение некоторых экзистенциальных понятий к психотерапии.[1]
Истоки экзистенциализма связаны с именем Серена Кьеркегора (1813—1855). Именно он ввел и утвердил понятие экзистенции (уникальной и неповторимой человеческой жизни) в философском и культурном обиходе. Он же обратил внимание на поворотные моменты в человеческой жизни, открывающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор.
В настоящее время целый ряд очень разных психотерапевтических подходов обозначается одним и тем же термином экзистенциальной терапии (экзистенциального анализа). Среди основных из них можно упомянуть:
- Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера.
- Dasein анализ Медарда Босса.
- Экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла.
- Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.
Большинство из них уделяет внимание одним и тем же базовым элементам существования: любви, смерти, одиночеству, свободе, ответственности, вере и т. д. Для экзистенциалистов принципиально неприемлемо использование каких бы то ни было типологий, универсальных интерпретаций: постичь что-либо в отношении каждого конкретного человека можно только в контексте его конкретной жизни.
Экзистенциальная терапия помогает справиться со многими, казалось бы, тупиковыми жизненными ситуациями:
- депрессиями;
- страхами;
- одиночеством;
- зависимостями, трудоголизмом;
- навязчивыми мыслями и действиями;
- опустошенностью и суицидальным поведением;
- горем, переживанием утрат и конечности существования;
- кризисами и неудачами;
- нерешительностью и потерей жизненных ориентиров;
- потерей ощущения полноты жизни и др…
Терапевтическими факторами в экзистенциальных подходах являются: понимание клиентом уникальной сути своей жизненной ситуации, выбор отношения к своему настоящему, прошлому и будущему, развитие способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий. Экзистенциальный терапевт заботится о том, чтобы его пациент был максимально открыт навстречу возникающим в течение его жизни возможностям, был способен осуществить выбор и актуализировать их. Цель терапии — максимально полноценное, насыщенное, осмысленное существование.
Человек может быть тем, кем он решил быть. Его существование всегда дано как возможность выхода за пределы самого себя в виде решительного броска вперед, через свои мечты, через свои стремления, через свои желания и цели, через свои решения и действия. Броска, всегда сопряженного с риском и неопределенностью. Экзистенция всегда непосредственна и уникальна, в противоположность универсальному миру пустых, застывших абстракций..
.
Около 7-ми лет я занимаюсь проведением фокус-групп политической тематики. Использование рисуночных методик является одной из наиболее любимых мной техник. (Почему – см. статью «Использование методов аналитической психологии…»). Обычно я предлагаю участникам фокус-групп изобразить на листе бумаги власть и самого себя. Затем, во время обсуждения, каждый из участников имел возможность рассказать о своем рисунке и о том, почему он выбрал именно эти образы, эти цвета, расположил их на листе бумаги так, а не иначе.
Перед тем, как перейти непосредственно к рисункам, одна небольшая ремарка. При переводе текста моего выступления на английский язык я обратила внимание на то, что значение слова «власть» в русском языке наделено большим количеством смыслов, чем его аналоги в английском языке. Действительно, в переводе на английский слово «власть» может иметь три значения: power, authority, government. При этом слово power обладает достаточно широким спектром значений: «мощь, сила, энергия, могущество, полномочие, способность, возможность». Слово authority помимо понятия «власть» может также служить обозначением людей, наделенных полномочиями, влиянием или авторитетом в той или иной области. Наконец, слово government имеет более узкий спектр значений: правительство, управление. В словаре русского языка С.И. Ожигова также приводятся три разных значения слова «власть»: «1. Право и возможность распоряжаться кем-чем-нибудь; 2. Политическое господство, государственное управление и его органы; 3. Лица, облеченные правительственными, административными полномочиями».
Показательно, что в повседневной речи при обсуждении действий властных структур местного или федерального уровня жители России обычно используют именно слово «власть» (например, «государственная власть», «местная власть», «наша власть» и т.п.). Такие слова, например, как Парламент, областная администрация, районная администрация и т.д. используются значительно реже и характерны в основном лишь для людей с высшим образованием, интересующихся вопросами политической жизни. Для большей же части жителей России персонифицированными оказываются лишь действия отдельных, наиболее ярких политиков - Президента РФ и лидеров некоторых политических партий, проявляющих наибольшую активность в данном регионе или в России в целом. В остальном же действия различных структур власти оказываются слабо разделенными в сознании жителей и объединяются одним чрезвычайно емким понятием - «власть».
Таким образом, в сознании жителей России представление о политиках и правительственных структурах оказывается неразрывно связанным с представлением о власти как некоторой безличной силе, могуществе, способности к действию. Языковые структуры, как известно, оказывают существенное влияние на бессознательные установки, которые задают культурологические особенности мировоззрения данной общности людей, говорящих на этом языке. Основатель одной из наиболее ярких современных школ психоанализа, Жак Лакан, утверждает, что «бессознательное структурировано как язык». Таким образом, характер взаимоотношений жителей России с властными структурами оказывается тесно связан с их собственной способностью к действиям, контактом с архетипами «Силы, Мощи», как таковыми. Как будет видно из анализа рисунков, в тех случаях, когда респондент воспринимает властные структуры полностью изолированными, отчужденными от своей собственной жизни (в психологическом плане это означает отсутствие контакта с «властью, силой»), то самого себя он воспринимает в пассивной, страдательной роли, ощущает себя бессильным перед лицом проблемной ситуации, не способным к активным действиям, влиянию на ход событий.
Я хотела бы остановиться на нескольких из полученных рисунков, наиболее типичных для респондентов.
Рисунок1. Мужчина пожилого возраста.
Характерно, что власть воспринимается как нечто подвижное и неустойчивое. Другие респонденты используют для изображения власти такие символы, как летящий самолет или облака - то, что способно в любой момент исчезнуть, испариться. Изображение облаков является также символом непредсказуемости их поведения - никогда нельзя знать точно, когда они появятся и когда исчезнут. Отметим, что довольно часто респонденты вообще отказываются изображать власть на своем рисунке, объясняя это тем, что «ее нет», «мы ее не видим».
Рисунок 2. Женщина, средний возраст.
Показательно, что в ее изображении самой себя не прорисованы ноги. Она не в состоянии двигаться, не может уйти от своих проблем или справиться с ними самостоятельно. Представителя власти она изображает в противоположной стороне листа бумаги, причем отделяет его чертой. Причем, если верхняя сторона рисунка выполнена цветными фломастерами, то представитель власти изображен шариковой ручкой. Он отделен от этой ситуации и существует как бы в безвоздушном пространстве.
Рисунок 3. Мужчина, средний возраст. На этом рисунке на первый план выходит жизнь самого респондента и его взаимоотношения с властью. У представителя власти изображена лишь голова, правая рука и верхняя часть туловища. Причем туловище изображено в виде квадрата, напоминает скорее неодушевленный предмет, чем человеческое тело. Такое изображение свидетельствует об отсутствии эмоционального контакта, рассудочном, формальном характере отношений между респондентом и властью (напоминает распространенные телевизионные образы политиков в виде «говорящих голов»). При помощи надписи выражено отношение власти к респонденту: «пусть живут как хотят». Эту фразу можно понять в двух разных значениях. С одной стороны она предполагает предоставление свободы и права выбора, с другой - нежелание помогать в решении проблем, отсутствие заботы и внимания. Подобного рода амбивалентное отношение к изменениям в России (рыночные реформы, плюрализм в идеологии и политике и т.д., что связано с переходом от монокультурной ситуации к поликультурной) является характерным для многих жителей.
В завершении анализа рисунков жителей обратимся к одному из способов интерпретации, предложенных К.Г. Юнгом, а именно - использованию символов алхимии как глубинных образов бессознательного. Учение алхимиков К.Г.Юнг рассматривает как символическое отображение психологической реальности, образное выражение (проекцию) различных состояний человеческой души. В алхимическом процессе выделяются три фазы трансформации вещества: негредо (свинец), альбедо (серебро) и рубедо (золото). Соответственно, те же три стадии характеризуют трансформацию человеческой души, его психологического состояния при столкновении с какой-либо серьезной проблемной ситуацией, которая в начале кажется неразрешимой. В данном случае особенность состоит в том, что речь идет не о личной психологической проблеме одного человека, но о проблемах социально-политического характера. Поэтому мы говорим о коллективном проживании данной проблемы, присущим целой общности людей. Как мы видели, здесь мы имеем дело с переживаниями экзистенциального уровня, проблемами жизни и смерти и тем самым сталкиваемся с переживаниями глубинного уровня, активизирующими архетипические содержания коллективного бессознательного.
Первая стадия, негредо, характеризуется состоянием депрессии, отсутствием смысла происходящего, ощущением собственного бессилия. Изображение проблемной ситуации в виде черного квадрата, преобладание темных цветов во всем рисунке является свидетельством проживания именно этой стадии. Власть (она же - сила, энергия) при этом либо отсутствует, либо оказывается неспособна что-либо изменить, поскольку оказывается ничтожной перед данной проблемой. Во всяком случае, контакт с властью утрачен, соответственно, никакие активные действия, направленные на решение проблемы, не представляются возможными. Представление о власти в данном случае носит трансцендентальный характер, она находится где-то во вне, она недосягаема.
Второй стадии, альбедо, присущи настроения мечтательности и задумчивости, отсутствия чувства реальности, некоторая надежда на улучшения без четких ориентиров и конкретных действий, погруженность во внутренний мир. Стадия альбедо - это мир эмоций без рациональности, спонтанность без волевого начала. Проблемная ситуация при этом либо игнорируется, либо воспринимается как нечто неизбежное и уже привычное. Власть в этом случае хоть и присутствует, но не предпринимает никаких активных действий: она не подавляет, не контролирует, но и не направляет, не указывает путей решения проблемы. Она говорит: «живите как хотите», она где-то присутствует, но ей нет никакого дела до происходящего. Скорее она воспринимается как некий виртуальный образ, существующий лишь на телевизионных экранах или газетных полосах, но не в повседневной реальности людей, где они оказываются предоставленными сами себе. Если на предыдущей стадии - негредо, такая ситуация воспринимается как отсутствие власти вообще, повергает в отчаяние и депрессию, то на второй стадии отчужденным оказывается лишь рациональная составляющая властного начала, доминирует власть собственных (и коллективных) эмоций, сознание зачастую затуманено алкоголем или наркотиками. Отсутствие власти как руководящего начала в повседневной жизни вызывает уже не страх и отчаяние, а эйфорию и чувство вседозволенности, альбедо - мир кочевников и бродячих актеров, гадалок и воров. Оценки и ценности в этом мире отсутствуют как таковые, так же, как и представления об иерархии. Представители власти воспринимаются либо как нечто абстрактное, виртуальное, либо (местная власть) - как «свои парни», с которыми можно распить бутылку водки и «договориться». В рисунках жителей подобное отношение к проблеме характеризуется изображением власти в виде карикатурных образов (рупор, из которого несутся обещания; человеческая фигура с телевизором вместо головы; собачонка возле забора - «лает, да не кусает»). Преобладающие цвета - холодных оттенков, изображение схематично, зачастую - простым карандашом или шариковой ручкой. Отметим, что стадия альбедо имеет свой позитивный смысл. Как известно, смех, ирония помогают взглянуть на проблемную ситуацию со стороны, избавляют от чувства страха и беспомощности, тем самым подготавливая переход к следующей стадии конструктивных действий и решений.
Следующая стадия, рубедо - это мир сознания, привносящего смысл в окружающую действительность, обретение системы ценностей, иерархии, закона и порядка. Для этой стадии характерны символы солнца, огня, золота, буйства зелени. Это - мир активных действий, направленных на решение проблемы и обретения мира и гармонии. Мощь и энергия власти являются имманентными качествами этого мира. Власть сознания служит процессу интеграции противоположных начал - рассудка и эмоций, мира субъективных переживаний и активных действий. Поскольку здесь присутствует четкая структура и иерархия, то источник власти сконцентрирован в едином образе, четко персонифицирован и находится в непосредственном контакте с остальными, обеспечивая им «доступ» к архетипическому источнику Власти, способность к активным действиям. Он же задает структуру и направленность этих действий.
Проживание стадии рубедо может быть гармоничным и созидательным, но может также привести к разрушению и деградации в том случае, если равновесие между противоположными началами нарушается и они вступают в противоречие. Активность действий предполагает высокую степень контроля и в том случае, если эмоциональное начало начинает преобладать над рациональным, то активность утрачивает упорядоченность, действия приходят в противоречие друг с другом и становятся разрушительными. Если же рациональное начало становится преобладающим, то действия перестают обладать личностным смыслом для своих носителей, начинают носить формальный характер, что приводит к уходу из внешнего мира во внутренний, субъективный. В обоих случаях происходит деградация к стадии негредо (либо вследствие хаоса и взаимоуничтожения, либо - по причине ослабления внешних связей и распада) и повторению всего цикла. В политической жизни стадия рубедо может означать появление яркого лидера, способного повести за собой народ, предложить с