Остроумие. А если у человека нет чувства юмора, что делать?
Чем отличается остроумие от простого «умия»? Чем отличается
остроумное решение от умного? Остроумное решение — это тоже умное
решение, но плюс быстрота, плюс неожиданность, плюс фантазия, плюс
догадка, плюс эффективность, плюс образ. Потому-то остроумие сложнее
«умия».
Отметим, что многие фундаментальные догадки в науке можно считать
остроумными, например, догадка о квантовании энергии и света (Планк),
модель атома, догадка о вращении электронов только по неизлучающим
орбитам (Бор).
Остроумие шире комического, так как остроумным может быть и трагическое, и преступное.
Вот несколько примеров остроумия.
♦
Когда Пушкин учился в Царскосельском лицее, одному из его товарищей надо было сочинить стихи. Кроме первой неуклюжей фразы:
«От запада встает великолепный царь природы» — у него дело не шло, и
он попросил Пушкина помочь ему. Пушкин тотчас приписал:
«Не знают — спать иль нет? — смущенные народы».
♦
Новобранец надел новое обмундирование и смущенно говорит прапорщику:
— Эта форма мне велика. Я похож в ней на пугало.
— Правильно, — говорит прапорщик, — солдат должен наводить страх на
врага. (Остроумно, но довольно жестоко по отношению к новобранцу.)
♦
Был такой случай: двое страждущих алкоголиков думали, думали и
догадались, как проникнуть за водкой в сто раз обворованный и потому
наглухо забронированный замками и решетками сельский магазин, стоящий на
отшибе. Ночью они разобрали кирпичную трубу магазина и добрались-таки
до водки с крыши. Это безнравственное, но остроумное, нестандартное
решение. А вот дальше, как показало следствие, произошло не остроумное:
дорогой коньяк, карбонат, дорогую колбасу они не тронули, они пили водку
и закусывали привычной вареной колбасой.
Слаломисты, например, считают, что «слалом — это не счастье, но
вполне его может заменить». То же можно сказать и об остроумии:
«Остроумие — это не счастье, но вполне его может заменить!». А если
остроумный человек еще и слаломист! Это счастье в квадрате! Интересно, а
может ли быть «смех в квадрате»? Может! Это ситуация, когда смеются над
смеющимися. Так, например, художники смеются над своими смешными
персонажами, изображенными смеющимися (Франс Хальс, Тенирс, Стен).
Остроумие и творчество
Остроумие — это прежде всего творчество, то есть умение создавать
новое, основанное на знаниях, догадке и логике. В этой связи будем
различать четыре вида творчества (и остроумия):
Вспоминание остроумного, когда, например, рассказывают известные
анекдоты просто так, «для смеха» («Вчера мне рассказали анекдот...»).
Для этого нужна просто хорошая память. (Применение известного решения
известной проблемы.)
Творчество (остроумие) простейшего вида, когда, например,
рассказывают известные анекдоты «к месту» или «по поводу». Это вовремя
вспомненные анекдоты по ассоциации или по аналогии с ситуацией. (Для
известного решения находят новое применение.)
Более сложное творчество, когда находят новое решение старой задачи.
Например, придумывают новый анекдот или шутку на избитую ситуацию.
Сложное творчество (остроумие), когда и задача новая, и алгоритм
решения ее неизвестен. Как говорят, «неизвестно, с какой стороны
подступиться», а остроумный человек — находит нестандартное решение.
Остроумный человек должен хорошо владеть всеми видами творчества и
всеми способами решения творческих задач — тогда и удается создавать
смешное на уровне шедевра, так как хорошая шутка — это литературный
шедевр. И, как всякий шедевр, должна она содержать сильную, интересную,
неожиданную идею, должна быть сказана к месту и мастерски исполнена. В
настоящем юморе не должно быть случайного или пошлого. Как истинный
шедевр, хороший ЮМОР не умирает.
Находчивость
Остроумие связано с находчивостью, а находчивость — со смекалкой и
умением мгновенно найти ресурс для решения задачи. А ресурса для
остроумия предостаточно. Беда в том, что обычный человек этот ресурс
просто не видит, а остроумный видит и смело использует.
Вот случай из жизни. Студент уехал отдыхать на юг. Не рассчитал
«силы», и деньги закончились гораздо раньше, чем следовало бы. Зная
суровый нрав отца, но в то же время и его отменное чувство юмора, он
послал такую телеграмму: «Деньги на телеграмму занял. Кирилл». Отец
оценил юмор и выслал сыну деньги.
Почему остроумных людей не так много
Есть такая милая загадка: «Угадайте, что это за болезнь? Редкая,
тяжелая, не передается по наследству, престижная, неизлечимая, делает
жизнь запредельно трудной — но все хотят ею заболеть!» Разгадка:
«Гениальность». Говорят, «кто гениален в одном, тот способен во всем»,
выходит, в том числе и в юморе.
Есть другая милая загадка: «Угадайте, что это за болезнь? Редкая,
тяжелая, не передается по наследству, престижная, неизлечимая, делает
жизнь легкой и веселой, и все хотят ею заболеть. Разгадка: «Остроумие».
Никто не мешает заболеть этими болезнями, но не многим это удается.
Если попробовать составить иерархию людей по умственным способностям, то, мне думается, получится такой замечательный ряд: апостолы,
пророки, гении, мудрецы, талантливые личности, творческие личности
(«зубры», интеллектуалы), способные люди, норма, посредственности,
отсталые, дураки, рядовые идиоты, абсолютно непроходимые идиоты. Где
в этой иерархии место остроумного человека? Разумеется, где-то выше
нормы. Читатель согласится с тем, что если человек умеет хорошо острить,
то его мышление уже выше среднего, по крайней мере оно нестандартно.
Но почему остроумных людей не так много? Попробуем ответить на этот вопрос.
Существует расхожий стереотип мышления: чувство юмора и умение
шутить — это врожденные качества. Воспитать их нельзя. Такое мышление
ведет к поражению до борьбы!
Существует еще один вредный стереотип: «Гений (в нашем случае
юморист) все равно пробьется». Так зачем, спрашивается, его специально
воспитывать и учить? Кроме того, неизвестно, как это делать, да и
получится ли?
У нашей школы нет такой цели — воспитать людей, понимающих юмор и
умеющих шутить. Эта проблема пока не понята и не принята как очень
важная. Хотя еще Маяковский писал: «Я убежден, в будущих школах сатиру
будут преподавать наряду с арифметикой и с не меньшим успехом». Хорошо
бы! Но ввести такой предмет в систему школьного образования под силу
только смелому, и я бы даже сказал, отважному и остроумному министру. А
пока наша школа с детства, методично, «по науке», залавливает творческие
начала у детей, а фантазию и воображение практически не развивает. Нет и
таких важнейших функций в педагогике, как целенаправленное воспитание
нравственности и развитие активного творческого мышления. Многие учителя
даже не знают, что такие методики существуют и успешно используются в
сотнях школ. Что из себя представляют методики развития мышления и
других качеств творческой личности, можно, например, узнать в книгах
автора «Как научить ребенка думать», «Развитие творческого мышления
ребенка», «Развитие интеллекта ребенка». А также на тренингах "Развитие Финансового мышления."
А если у человека нет чувства юмора, что делать?
Не все умеют шутить, не все понимают юмор, не все понимают, что они не понимают юмор, а есть люди, которых юмор еще и раздражает. Грустный случай.
Люди, не понимающие юмора, воспринимают юмор как глупость, особенно
если это гипербола или пародия. Они гиперболу принимают за чистую
монету и сердятся. Для человека, лишенного чувства юмора, не существует
комического. Это, как правило, люди со стандартным «правильным»
мышлением. Часто это мелкие и недалекие начальники, которые никогда не
шутят, вечно серьезны (или изображают серьезность), суетливы и
озабочены, это, наверное, больные люди (в скобках заметим: и социально
опасные люди — вампиры — так как они отсасывают положительную жизненную
энергию у людей, с которыми общаются, делая окружающих больными, обычно
этого не осознавая). Возможно, эти люди росли в атмосфере неоправданной
суровости, безразличия, недостатка любви, постоянного дефицита
положительных эмоций, в среде без шуток и юмора или в низко интеллектуальной среде. Также возможная причина — врожденная личная
ущербность.
Человек, лишенный чувства юмора (у него морщинки не у глаз —
«лучики», а между бровями), скучен для окружающих и, скорее всего, не
ощущает всей полноты жизни. Даже сам Иегова устами мудрого царя Соломона
сказал: «Веселись, юноша, в юности твоей, и ходи по путям сердца
твоего». Лишить себя смеха — это злое несчастье, это как потеря
способности радоваться жизни. Если человек не хочет обучиться юмору, то
его можно только пожалеть. А вот тех людей, которые хотят развить у себя
и у своих детей чувство юмора, автор заочно любит и для них написал эту статью.
Так что же делать с людьми, начисто лишенными чувства юмора и не желающими его развивать?
Конституцию они, конечно, не нарушают, но с такими людьми не стоит
шутить, не стоит и приставать к ним со смелыми идеями. В лучшем случае —
ответом будет непонимание, в худшем — пренебрежение или оскорбление.
Может быть, такому человеку обидно, что он не в состоянии понять скрытый
смысл и получить удовольствие от шуток и юмора, и он неосознанно мстит
за это собеседнику. Порадуйтесь, что вы не такой или не такая, и
принимайте этих людей такими, какие они есть. Поищите. Наверняка у них
есть и достоинства. В конце концов, они имеют право быть такими, но
общаться с ними — сплошное наказание: прописные истины и инструкции типа
«Не забудь, переходя улицу, сначала посмотреть налево, а дойдя до
середины, посмотреть направо, иначе собьет машина, и ты...». Если есть
возможность, пригласите в компанию третьего, остроумного и веселого, как
противовес.
Слава Богу, и таких не много. Для контраста приведу два факта.
♦
Некий предприниматель из Перу — Фелиппе Карбонель — намерен
зарегистрировать в очередном выпуске Книги рекордов Гиннесса свое новое
достижение: 100 часов (!) непрерывного рассказывания анекдотов и смешных
историй (100 часов — это четверо суток без сна или 12 рабочих
восьмичасовых дней).
♦
Автор юмористических стихов, молниеносных экспромтов, эпиграмм и
метких афоризмов Эмиль Яковлевич Кроткий в последний день своей жизни
написал такое двустишие:
Чему дивиться? Врач не Бог. Пришел. Увидел. Не помог.
И еще одна эпиграмма Э. Кроткого «горе-юмористу»:
Ваша книжица у всех Вызывает дружный смех. Если этой книжкой Щекотать под мышкой.
Жаль, что ОГПУ этого замечательного мощного сатирика, насилием и угрозами превратила в юмориста, правда, в хорошего.
Смех: каким он бывает
Приведенные выше понятия составляют «тяжелую артиллерию»
комического. Определения других понятий и терминов комического,
составляющих замечательный арсенал смеха и юмора, приведены в
соответствующем разделе. Мне представляется не случайным и даже
замечательным тот факт, что набралось такое количество слов, описывающих
смешное (см. раздел "Определения терминов различных форм комического").
Это говорит о том, что люди действительно любят смешное, оно им нужно и
жизненно важно. Подозреваю, что ни одно другое чувство не может
похвастаться таким большим количеством нюансов и оттенков своего
выражения, как комическое, как смех и юмор. Видимо потому, что смех — орудие социального совершенствования людей. Смех в какой-то степени синоним правды.
Будем различать три значения термина смех.
С.И. Ожегов дает такое определение смеха — «нечто смешное, достойное насмешки» (то есть объект осмеяния).
Смех — это сам процесс высмеивания недостатков или пороков (психологический процесс).
Смех — это характерные голосовые звуки, отражающие душевное состояние и мысли человека (физический процесс — звуки).
Перечень видов смеха, данный Р. Юреневым: «Смех может быть
радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и
задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный,
оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и
враждебный, иронический и простосердечный, саркастический и наивный,
ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и
оправдательный, бесстыдный и смущенный. Можно еще и увеличить этот
перечень: веселый, печальный, нервный, истерический, издевательский,
физиологический, животный. Может быть даже унылый смех». Добавим от
себя: детский смех, девичий смех, старческий, ехидный, гомерический (он
же громовой), звонкий, гнусный, и так далее.
Смешно или не смешно — зависит от человека.
Попробуем разобраться в «акустических» особенностях смеха (третье
определение смеха). Звуки смеха можно изобразить на бумаге буквами, это
возможно, поскольку каждый легко может их воспроизвести.
«Ха-ха-ха-ха» — отражает веселье, радость, удовольствие.
«Хи-хи-хи-хи» — обычно, насмешка.
Помните у Пушкина:
...а девица
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
«Хе-хе-хе-хе» — злорадство, мефистофельский смешок.
«Хо-хо-хо-хо» — оглушительный радостный хохот, это про него: «хохотал до слез».
«Хы-хы-хы-хы» или «ху-ху-ху-ху» — пренебрежительный смех. (или современное "Гы", прим. автора сайта)
«Кхе-кхе-кхе» — недоверчивый саркастический смех или смешок.
Диапазон громкости смеха тоже велик — от громового, гомерического
до беззвучного, «давящегося». Существует смех умный и глупый,
заразительный и противный, как, например, смех у уличной шпаны —
какой-то омерзительный, «нутряной». Есть смех сардонический
(злобно-насмешливый). Некоторые просто давятся смехом, как бы боясь
рассмеяться открыто, по-моему, это очень противные люди.
Не устаешь удивляться многозначности и многофункциональности смеха.
Существует даже разрушительный, испепеляющий смех, а есть карнавальный и
всенародный смех. Есть смех удовлетворения, когда человек понял что-то,
например, шутку, и неудержимым смехом победителя (Какой же я умный!)
показывает это другим. А есть смех легкий, ласковый, звонкий и нежный,
смех, который утверждает прекрасное.
«А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит».
Отметим еще одну особенность смеха — его кратковременность. Получив
«единичный заряд смешного», например, услышав анекдот, человек начинает
смеяться, но смеется недолго. И опять готов принять новую порцию
смешного. Если шутки следуют одна за другой, сплошным потоком, как,
например, у Жванецкого, Задорнова, то и взрывы смеха в зале следуют
непрерывно один за другим. Я склонен думать, что единственное, чем
невозможно насытиться, — это остроумный доброжелательный юмор. Можно
просто устать физически от смеха, «надорвать животик», но не насытиться,
как мы насыщаемся даже самой вкусной пищей.
Долго смеяться над одной и той же шуткой глупо, как и повторять
одну и ту же шутку много раз. Может долго держаться на устах улыбка,
особенно если она красит человека, но не забудьте вовремя закрыть рот
после хохота! Иначе это будет похоже на уродливую гримасу.
Смеются ли животные?
Автор уверен, что животные переживают чувства радости и умеют
думать, играть, шутить и смеяться. Более того, из всех простых умений и
чувств человека нет ничего такого, что не умели бы делать животные,
разумеется, в ограниченных пределах. Собаки, например, умеют не только
играть, но и шутить, озорничать и хулиганить: нарочно утащат тапочку,
оттащат свою подстилку, подпрыгнут, чтобы лизнуть, принесут игрушку,
чтобы с ней поиграли... А как они вертят хвостом при этом! Ласку они
понимают и отвечают тем же. Так что, добрые слова и комплименты надо
говорить и нашим четвероногим друзьям.
Зачем нам нужны смех и юмор
В старые времена рыбаки брали с собой в море на промысел шутников,
юмористов, песенников. Выделяли им такой же пай, как и всем рыбакам,
хотя рыбу они не ловили. Они развлекали рыбаков в их тяжелой, опасной,
однообразной и психически напряженной жизни на тесном судне и
предотвращали тем самым ссоры и даже душевные заболевания. Таких людей
называли «Человек — праздник».
За что мы любим замечательно остроумных людей: Михаила Светлова,
Аркадия Райкина, Михаила Жванецкого, Михаила Задорнова,
писателей-юмористов Аркадия Аверченко, Михаила Зощенко, артистов Чарли
Чаплина, Эраста Гарина, Игоря Ильинского, Фаину Раневскую, Юрия
Никулина, Андрея Миронова и многих, многих других замечательных
юмористов — наших современников? За то, что они дарят нам радость и
хорошее настроение своим юмором. Радость — это естественное и потому
желанное состояние души. А радость сопровождается шутками, юмором,
смехом. Люди хотят не просто жить, а жить хорошо и радостно, потому они
любят смех и ЮМОР.
Более того, можно утверждать, что юмор — одна из важных составляющих
счастья, по крайней мере для тех, кто любит юмор. Юмор рождает чувство
личной полноценности, ощущение жизненных сил, помогает расти оптимистом.
Трудно представить себе мир без смеха и веселья.
Главные задачи (функции) юмора как и искусства и философии — учить
человека жить счастливо, заставить задуматься о пороках, передать опыт,
увеличить количество добра, красоты и счастья на Земле. Люди хотят
улыбаться, веселиться, радоваться, и им надо дать это. Поэтому юморист
должен, с одной стороны, знать человеческие недостатки, а с другой
стороны, должен сформировать образ идеального человека. И из такого
сравнения может родиться шедевр юмора.
♦
— Какой арапчик! — сказал Олейников, увидев Сашу Пушкина.
— Зато не рябчик! — мгновенно получил в ответ рябой Олейников.