Сначала поговорим о терминах и дадим определения основных видов
комического, а потом о системе основных идей комического. Расширенный
список терминов приведен в соответствующем разделе. Обратите внимание на
огромное количество форм, видов, нюансов и тонкостей комического — их
более 100 (!). Это показывает важность для нас основных функций
комического — дарить радость и разить недостатки.
Начнем определения с эстетики. Эстетика — это наука о сущности прекрасного
в природе, в жизни и в художественном творчестве. Она включает
следующие основные категории: прекрасное и безобразное, возвышенное и
низменное, трагическое и комическое. Прекрасное — это гармоничное сочетание красоты, формы,
мастерства исполнения, глубокого смыслового содержания и некоторой
недосказанности, тайны. Это, мне думается, и есть то, что называют
шедевром. Возвышенное — это нечто, созданное ради человека (например,
подвиги Прометея), ради научной истины (Бруно), ради искусства или ради
служения жизни. Вспомните Сикстинскую Мадонну Рафаэля, которая отдает
сына на муки, или хрестоматийный пример презрения к врагам и к смерти —
поступок древнеримского героя Муция Сцеволы. Трагическое — это страдание, поражение или даже гибель
прекрасного в борьбе с силами зла. Трагедия принимает страдание как
должное, в отличие от комедии, которая не мирится с ним, а пытается
бороться посредством смеха.
Пример трагедии народа выразил Пушкин двумя словами: «Народ
безмолвствует». Правители приходят и уходят, а положение народа не
улучшается, в частности и потому, что он безмолвствует. Боится и не
знает что делать? Потому и безмолвствует? За свои права, как известно,
надо бороться, ни одна власть их просто так не отдаст, поскольку по сути
своей безнравственна. Так, некоторые критики считают, что трагедия
Гамлета не в самой смерти Гамлета, она глубже — это трагедия гуманизма,
ибо смерть Клавдия — символа мерзости и подлости — ничего в мире не
изменила. Действительно, трагическое из жизни не исчезает, но Гамлет
продемонстрировал решимость и ответил на свой вопрос «Быть или не быть?»
утверждающе. Комическое — означает смешное, забавное или критическое
видение действительности. Явления, поступки, предметы, характеры,
вызывающие смех, называют комическим. Общепризнанной концепцией
комического является «отклонение от нормы», то есть расхождение свойств
объекта и принятой нормы, сформированной в нашем сознании, например,
нормы наших моральных идеалов. Об этом речь пойдет дальше.
Комическое — одно из средств духовного оружия людей против любого вида зла.
Многие исследователи эстетики (Н. Гартман, Е. Громов, Ю. Борев и
др.) отмечали, что комическое — наиболее сложная проблема эстетики.
Видимо, потому, что предполагает наличие особых качеств как у автора
комического, так и у слушателя (читателя) комического. Подчеркивается,
например, что умение шутить — весьма сложное умение, неразвитость
чувства юмора препятствует пониманию комического, а также
многофункциональность смеха.
Виды (формы) комического
Различают много форм (видов) комического, перечислим основные:
Остроумие — это любое создание комического,
«акт творения» шутки, юмора, сатиры. Без остроумия нет комического.
Заметим: для того чтобы быть остроумным, надо иметь, как минимум, ум.
«Сначала умие, потом остроумие». Остроумный человек может
выразить суть одной меткой фразой, да так, что и добавить нечего. В
хорошей остроте нет презрения, но есть шутка. Другое своеобразие
остроумия — это краткость. Однако краткость еще не острота, нужна
«острая» неожиданная мысль. Истинное остроумие человечно, ему чуждо
разрушение, хотя зачастую критика может быть довольно едкой.
Вот определение Вольтера: «Под острым умом понимают то неожиданное
сравнение, то тонкий намек; иногда это самовольная игра словом, которое
дается в одном смысле, тогда как его следует понимать в ином, это
изящная связь между двумя необщепринятыми идеями — редкая метафора...»
Юмор — этот термин имеет два значения: первое — понимание комического, то
есть умение видеть и показывать смешное; второе — мягкая снисходительная
критика, устная или письменная. Юмор — центр нашего исследования —
очень емкое понятие. Юмор сочетает легкую безобидную насмешку и
веселость. Юмор — это смех беззлобный, хотя и не беззубый. Под маской
смешного в юморе таится серьезное отношение к предмету смеха, не
сводимое только к смешному.
Отметим, что у юмора нет ничего общего с язвительностью и
коварством, с ехидством и злобой — это функции сатиры, сарказма,
насмешки, издевательства. Юмор же — это изящество ума, несущее добро.
Это раскованность ума, легкость ассоциации, умение видеть необычное в
обычном, это то, что отражает творческие способности ума. Истинный юмор
предполагает наличие высокого вкуса, чувства прекрасного, чувства меры,
наблюдательности и, конечно, творчества. Поэтому чувство юмора — это
одно из важнейших Качеств Творческой Личности (смотрите Приложение).
Чувство юмора — это способность понимать
юмор, воспринимать смешное. Это комплексное чувство: и моральное, и
эстетическое, и интеллектуальное, и эмоциональное. Многие считают это
чувство врожденным. С этим можно согласиться. Оно довольно редкое,
поэтому оно так и ценится, как редкие дорогие камни или самородки золота
и платины. Наверное, поэтому юмор так сложно создать. Но, считать, что
чувство юмора не поддается воспитанию и развитию, не следует.
Шутка — то, что говорится или делается не всерьез, а ради развлечения, забавы и веселья.
Ирония — это тонкая скрытая насмешка, даже
издевка, например, над необоснованными претензиями или когда говорят о
желаемом, как о существующем в действительности.
♦
Ученик на бегу столкнулся с учителем, остановился, но ничего не сказал.
Учитель: «Извините, что я не уступил вам дорогу, в следующий раз буду внимательней».
Сатира — по сравнению с иронией и юмором,
это еще более мощное средство обличения и осмеяния серьезных пороков и
недостатков. Сатира обличает и бичует хамство, нечестность,
взяточничество, воровство, произвол, коррупцию...
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать» — слова знаменитого сатирика И.А. Крылова":
Ильф и Петров писали: «буде строгий гражданин снова заявит, что
сатира не должна быть смешной, — просить прокурора республики привлечь
упомянутого гражданина к уголовной ответственности по статье, карающей
за головотяпство со взломом».
Сатира использует гиперболу, гротеск, пародию, аллегорию,
карикатуру, фельетон, памфлет, шарж, сарказм. Сатира может быть и не
смешной, когда, как говорится, «не до смеха». Сатира может быть устной
(А. Райкин, М. Жванецкий, М. Задорнов), графической (Гойя, Домье,
Бидструп), театральной (Мольер, Горин), литературной (Ювенал, Аристофан,
Свифт, Салтыков-Щедрин, Проспер Мериме, Э. Кроткий, И. Ильф и Е.
Петров).
Пример устной сатиры.
♦
Армянское радио спрашивают:
— Как идет перестройка?
— Стремительно! Даже Красная площадь превращена в международный
аэропорт «Шереметьево-3». (Намек на посадку самолета Росса на Красной
площади.)
Графика тоже может быть сатирической. Хорошая графическая сатира,
особенно политическая, повышает гражданскую ответственность, социальное
самосознание, выявляет политические симпатии и антипатии огромной
аудитории читающей публики. Отмечено, что в периоды общественного
подъема большое распространение приобретает политическая сатира (Окна
РОСТА, Кукрыниксы, Куклы).
По поводу отсутствия сатиры в западном мире один остроумный человек
заметил: «В мире, где машины неукоснительно останавливаются перед
«зеброй», взяться глобальному сатирику неоткуда. Там все в порядке и
смеяться не над чем». Да, скучно там живется, господа! То ли дело у нас,
от глупости и от воровства не соскучишься, сатире есть где разгуляться.
Однако не так еще и давно это было весьма опасно.
Говорят, в Думе обсуждалось предложение: при расчете пенсии
сатирикам срок их жизни и выхода на пенсию считать «год за два», как на
войне.
Сарказм (с греческого букв. — рву мясо) —
это язвительная, злобная, едкая насмешка, злая ирония над чем-то
низменным и порочным, желчное замечание. Если юмор высмеивает обычно
незначительные проступки, то сарказм и сатира бичуют серьезные
злодеяния, например, глубокое убеждение олигархов в том, что народ —
мусор и существует единственно для их обогащения.
Однажды Пушкин был в гостях у обер-прокурора. И в пушкинские
времена эта должность была очень доходной. Жена прокурора пристает к
Пушкину, просит сказать экспромт. Пушкин гладил в этот момент кота и
сказал вроде бы ему:
Мы, например, к Остапу Бендеру относимся скорее юмористически, чем
саркастически, по той причине, что Остап, хоть и аферист, но обирает он
тоже не безгрешных людей и масштаб его махинаций не столь велик, на
сарказм «не тянет». А вот сюжет картины художника Решетникова «Опять
двойка» и на сатиру «не тянет», это скорее грустная шутка.
Качества остроумного человека
В этой книге мы предлагаем методики воспитания остроумного
человека. Кто же он такой, этот остроумный человек? Чем остроумный
человек отличается от просто умного, или от просто веселого, или от
простого человека, если, конечно, есть на свете «простые» люди? Чем
отличается просто личность от творческой личности, а творческая личность
— от остроумного человека? Попробуем разобраться. Для начала определим
понятия. Индивид (индивидуум) — единичный представитель человеческого рода, особь, любой человек. Индивидуальность — совокупность черт, отличающих данного
индивида от всех других. Имеются в виду любые черты индивида, в том
числе и неповторимое своеобразие, например, коллекционер, юморист,
игрок. Личность — это человек, обладающий устойчивой системой черт
характера. Примеры выдающихся личностей: Александр Суворов, Януш Корчак,
Уинстон Черчилль, Лев Толстой — мы здесь не рассматриваем их с точки
зрения положительных или отрицательных качеств. Противоложность личности
— «винтик», «как все».
Положительные качества личности
(качества любого нормального человека):
Нравственная чистота. Честь. Совесть. Правдивость. Справедливость.
Умение самостоятельно определить, что благородно, что не благородно, что хорошо, а что плохо
Уважение к другой человеческой личности.
Доброта, участие, умение сострадать, отзывчивость.
Человеческое достоинство.
Ответственность. Верность слову. Обязательность.
Разносторонние знания.
Волевые качества. Упорство. Настойчивость. Выносливость. Терпение.
Умение выполнять начатую работу до конца. Трудолюбие (мать всех
талантов). Смелость. Умение рисковать, чтобы победить.
Умение управлять собой. Умение общаться.
Здоровье: психическое и физическое (выносливость, сила, способность к упорному труду).
И, наконец: юмор, жизнерадостное настроение, способность ощущать счастье, создавать
вокруг себя атмосферу радости, энтузиазма, деятельности и уверенности в
победе.
Качества творческой личности
Здесь главное слово — личность. Без воспитания личности не получится и творческая личность.
Г.С. Альтшуллер, создатель Теории Решения Изобретательских Задач
(ТРИЗ) и Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ), отметил шесть
характерных качеств творческой личности, которые признаны классическими
безотносительно к роду занятий.
Достойная цель жизни.
Умение строить планы и программы.
Работоспособность.
Техника решения задач.
Умение держать удар (не отступать перед трудностями).
Результативность.
Дополнительные качества творческой личности:
Сильная поисковая активность и открытость новому.
Развитая способность фантазировать и воображать.
Желание творить и способность наслаждаться процессом творчества.
Умение видеть задачи.
Нешаблонное, критическое, независимое мышление. Отсутствие стереотипов мышления.
Теперь перечислим особые качества остроумного человека. Это
позволит ответить на вопрос: «Какие качества надо развивать, чтобы стать
остроумным человеком?» (это целевой вопрос), и если этих качеств нет,
поставить себе задачу их развития. А потом попробуем ответить на второй,
более сложный вопрос: «Как развивать эти качества?» (это методический
вопрос).
Любовь к людям, душевное тепло, духовная щедрость, бескорыстие, высокие нравственные идеалы. Тактичность. Воспитанность.
Умение видеть комическое. Наблюдательность или, как говорят, «острый
глаз». Остроумный человек должен знать нормы поведения и видеть
отклонения от них, чтобы над этим посмеяться. Когда нечего критиковать,
нет и сатиры.
Хорошая шутка — это, прежде всего, хорошая мысль, поэтому юморист
должен уметь думать, иметь хорошо развитые образное, логическое и
ассоциативное виды мышления. У него должны отсутствовать стереотипы и
инерционность мышления. Остроумный человек немножко фантазер, человек с
прекрасно развитым воображением, он должен иметь в памяти много образов,
с которыми можно было бы сравнивать и уметь быстро извлекать результаты
сравнения.
«Острота ума». Она, как правило, сочетается с «быстротой ума» —
умением быстро вспоминать то, что нужно именно сейчас. Это умение быстро
соображать, проявлять находчивость и нестандартное мышление.
Юморист должен хорошо знать психику объекта своего юмора, чтобы не
обидеть человека. Уметь «читать человека, как открытую книгу», быть
«человековедом». Это великое умение. Остроумный человек в некоторой
степени всегда анатом психики людей и аналитик ситуаций.
Хорошее владение словом и слогом. (Советую познакомиться с древней наукой — риторикой на наших тренингах.)
Короче говоря, остроумный человек — это творческий человек,
проницательный и наблюдательный, умеющий видеть смешное и умеющий об
этом сказать, смелый и веселый, как правило, равнодушный к расхожим
мнениям, как по поводу того, что хорошо, а что плохо, так и
относительно, например, собственной внешности, независимый в суждениях и
достаточно уверенный и себе. Таким, например, был Сократ. Шутя и
посмеиваясь, он высказывал такие глубокие мысли, какие в ту пору никому в
голову не приходили. И сейчас эти мысли все еще сохраняют свое значение
для людей. Находчивый человек — это сообразительный человек, легко и
быстро находящий хороший выход практически из любого трудного положения.
Находчивость — это ценное качество, необходимое и в обыденной жизни, и в
деловом общении, не говоря уж о чрезвычайных ситуациях.
Когда можно быстро найти выход?
Когда имеются знания и когда есть опыт их использования. Мало быть
носителем большого количества знаний, надо быть хозяином этих знаний, то
есть уметь быстро извлекать из памяти именно то, что необходимо для
решения данной конкретной задачи и именно в этот момент. И надо иметь
еще одно качество — умение комбинировать свои знания для быстрого
нахождения ресурса для решения задачи.
Приведем примеры находчивости.
♦
Одному актеру вместе с цветами бросили на сцену охапку сена.
Позор! Но не тут то было! Артист сказал: «Я благодарю того почитателя,
который бросил мне охапку сена. Надо думать, что он действительно любит
искусство, так как отдал артисту то, что мог бы съесть сам». Хохот в
зале был ему наградой за находчивость и остроумие. Представьте, что бы
было, если бы актер смутился, стал бы оправдываться или возмущаться...
♦
После уроков кокетливая школьница лениво и неумело моет пол в школе. Подходит учитель.
— Не так, Оля, полы-то моют.
— А как, Сергей Иванович?
Сергей Иванович служил на флоте, он взял швабру и лихо стал ею орудовать.
— Правда, у вас лучше получается! Так я пойду?
В этом случае находчивость окрашена кокетством или даже нахальством.
♦
Однажды на крупном межотраслевом совещании по робототехнике в
зале погас свет. Все приуныли, послышались недовольные реплики. И тут
ведущий совещание академик предложил: «Споем!». Зал оценил шутку и
простил неприятный инцидент.
И это вполне возможно — развивать перечисленные качества, чтобы стать остроумным человеком на тренинге Пикантно Эротическое Программирование.