Ирония и ироничность и Как принимать шутки в свой адрес
Ирония — это тонкая, скрытая насмешка. Красивый, умный юмор,
доброжелательные шутки не унижают человека, иначе это не шутки и не
юмор. А вот насмешка, ехидство, колкость — неприятны, порой унижают тех,
над кем иронизируют, и причиняют им боль. Верхом ироничности является
глумление — преднамеренное, злобное и оскорбительное издевательство.
Жертва может и заплакать от обиды, и дать по «физии». Но прежде всего,
как известно, недостойным поведением человек позорит себя. Чтобы не
оказаться ни в роли жертвы, ни в роли бестактного «шутника», в главе
"Законы смеха и юмора" мы рассмотрим меру смеха.
Над чем смеются дети
Это совсем не праздный вопрос. Покажутся ли смешными шутка, анекдот
или ситуация, зависит еще и от возраста слушателя. Что семилетнему
смешно, то взрослому скучно, а четырехлетнему непонятно. Вообще-то, у
детей можно многому научиться, например, жизнерадостности, отходчивости,
бесхитростности, эмоциональности — короче, всему, что составляет
природу человека. Детям очень нравятся различные нелепицы. Например:
«Жили были дед и баба, у них не было детей, а третий был дурак», «У меня
трое разнополых детей», «Я распилил палку на три половинки».
Или такое.
♦
Пришел ежик в магазин и просит:
— Дайте, пожалуйста, 3 килограмма молока.
— А мы молоко на килограммы не продаем.
— Ну, тогда 70 сантиметров.
Анекдот
Особое место занимает анекдот — микрорассказ со смешным содержанием
и неожиданным остроумным концом. Как утверждают энциклопедические
справочники, впервые слово «анекдот» появилось в Византии в VI в. н.э.
Сначала анекдотом называли неофициальную версию случая, истории, затем
рассказ о необычных высказываниях или поступках выдающихся людей. И лишь
в XX в. анекдот утвердился как злободневный комический
рассказ-миниатюра с неожиданной концовкой. Есть анекдоты мужские
(например, про тещ), женские («Встретились две подружки...»), детские
(например, «про Вовочку»), армейские, медицинские, студенческие,
учительские, английские, французские, армянские, одесские, кавказские,
политические... Анекдот — это наиболее распространенная в народе форма
юмора. Анекдоты позволяют ощутить свою принадлежность к полу,
национальности, профессии, возрасту... В национальных анекдотах
высмеиваются характерные национальные черточки: строгость и чопорность
англичан (хотя это не совсем так); сексуальность французов; ум, хитрость
и жадность евреев; бесшабашность, лень, вороватость и алкоголизм
русских; любвеобильность грузин; скупость шотландцев, драчливость
ирландцев...
Считают, что единственный вид искусства, который не изменял себе во
все времена, — это, конечно, политический анекдот. В свое время
политические анекдоты были разновидностью нонконформизма, отдушиной,
чтобы не сойти с ума от идиотизма. За политические анекдоты жестоко
преследовали, — значит, боялись народного юмоpa. Во времена ГУЛАГа в
лагере на Соловках даже были специальные бараки для «анекдотчиков» — так
их было много.
Сочетается ли ЮМОР
с серьезностью? Разумеется. Наверное, нет на свете умного человека,
который не ценил бы хороший, здоровый юмор. Мне очень нравится смысл
словосочетания «веселая мудрость». В обществе людей интеллектуально
развитых бывает принято шутить над серьезным, подчеркивая этим
собственную независимость.
В отличие от большого искусства, задача которого состоит, например,
в том, чтобы привести мысль в смятение, создав для нее логическую
трудность, а значит, и тайну (скрытый смысл), анекдот должен пониматься
мгновенно.
Говорят, анекдоты рождаются не от хорошей жизни. Возможно, это и так.
В 1950—1960 гг. были просто «вспышки» целых серий анекдотов:
«Вопросы к армянскому радио», «Про Василия Ивановича», «Про чукчей»,
«Про Вовочку», армейские, медицинские, студенческие, юридические. В
середине 1990-х — примета времени — появились анекдоты о новых русских.
Исследователи считают, что российский анекдот возник из «адской
смеси» еврейских притч, кавказских тостов, русских баек, историй о Ходже
Насреддине и многого другого.
В основе анекдота лежит забавная, неординарная ситуация. Ее надо либо увидеть, либо придумать.
Анекдот обычно состоит из двух частей: завязки — как правило,
обычной ситуации и неожиданной развязки, когда эта обычная ситуация
мгновенно превращается в комическую, смешную, необычную. Нередко первая
часть анекдота допускает несколько вариантов развязки.
Всенепременно концовка должна быть неожиданной.
♦
Семья Рабиновичей принимает гостей. Сара спрашивает из кухни:
— Абрам, я могу нести курицу?
— Подожди, Сара. Гости еще едят хлеб.
Через некоторое время Абрам кричит:
— Сара, неси курицу, гости хлеб уже съели.
Сара вносит курицу, ставит ее на стол и курица начинает клевать крошки.
Благополучно, весело и неожиданно разрешившаяся ситуация нас смешит.
Особняком стоят так называемые «абстрактные» анекдоты. Объяснить,
что в них смешного, практически невозможно, но подавляющее большинство
слушателей смеется.
Вот анекдот «с бородой», над которым смеялось не одно поколение россиян.
♦
В кабинет врача входит мужчина с повязкой на ноге.
Врач: На что жалуетесь?
Больной: Голова болит.
Врач: А почему повязка на ноге?!
Больной: Сползла...
Шутка
Чем отличается шутка от юмора? Юмор
более емкая и более сложная субстанция, чем шутка. Хорошо сказано:
«Юмор — это серьезность, которая скрывается за шуткой». Изначально и в
шутке, и в юморе заложена доброжелательность. Если доброжелательности
нет, то это не шутка, а что-то другое — насмешка, ирония, сарказм,
издевательство. В хорошей шутке и юморе не все говорится впрямую и
открытым текстом, непременно надо о чем-то догадаться. Вот эта догадка и
доставляет радость. Шутки и юмор непредсказуемы, они чаще всего
говорятся экспромтом, по ситуации и по вдохновению.
Итак, цель шутки — повеселить себя и других. Шутить — это значит
весело, остроумно и забавно говорить или поступать, не всерьез, а ради
развлечения. Непрерывная серьезность никогда не была главной
отличительной особенностью умного человека. Сколько ссор и размолвок
предотвратила хорошая, во время и к месту сказанная шутка! Хорошая шутка
доставляет радость, смягчает душу, вызывает улыбку, поэтому не случайно
советуют разговор начинать с шутки, она заставит улыбнуться вашего
оппонента, создаст расположение к вам, а потом и разговор пойдет «как по
маслу».
Бывают, конечно, злые шутки. Но их, пожалуй, следует отнести на счет глупости и невоспитанности.
Вот пример грубой «солдатской» шутки.
♦
Идет рота солдат, один поднял кирпич и бросил не глядя назад, кому-то попал в голову. Все гогочут.
Афористика
Афористическая миниатюра, или афоризм, — это такие несколько слов,
которые являются самостоятельным литературным произведением, по глубине
мысли часто стоящим многостраничных фолиантов. В афористической форме
хлестко высмеивают умственный застой, эпигонство, человеческие пороки,
политическую «благонадежность». Афоризм может содержать обобщающее
умозаключение, острое наблюдение, закономерность, даже краткую
формулировку основополагающих социальных законов и философские
наблюдения, пародию на «мудрость».
Признанными мастерами этого жанра были Франсуа Ларошфуко
(1613—1680), Монтень (1533—1592), Френсис Бекон (1561-1626), Вольтер
(1694-1778), Блез Паскаль (1623—1662), Марк Твен (1835—1910), Козьма
Прутков (это коллективный псевдоним, под которым в 1850—1860 гг.
выступали Алексей Толстой и братья Алексей, Владимир и Александр
Жемчужниковы). Отсылаю вас к книге «Мастера афоризма», в которой
Константин Душенко собрал 1000 (!) афоризмов.
Многие философы излагали свои идеи в виде максим. Максима — это вид афоризма, моралистическая по содержанию
разновидность сентенции, обычно выражается в констатирующей или
наставительной форме («Победи зло добром», Б. Паскаль). Сентенция — разновидность афоризма, краткое изречение нравоучительного характера («Познай самого себя»).
Для примера приведем миниатюры Антона Лигова.
Есть люди, которым легче держать речь, чем слово.
За неимением своего таланта зарывал в землю чужой.
Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей.
Когда нет новых заслуг, начинают переоценивать старые.
Мысли не одалживают: их создают или воруют.
Легче всего создаются трудности.
Труд создал человека, а человек трудности.
Известно более двух сотен (!) афоризмов Козьмы Пруткова,
талантливых, жизнерадостных, отличающихся неистощимым озорством и
независимостью мышления. Более полувека я наслаждаюсь этими афоризмами.
Один «Проект о введении единомыслия в России» чего стоит. Приведу свои
излюбленные.
Зри в корень!
Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?
Если хочешь быть счастлив, будь им!
Не все стриги, что растет.
Единожды солгавши, кто тебе поверит.
Многие люди подобны колбасам, чем их начинят, то и носят в себе.
Специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.
Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.
Вакса чернит с пользою, а злой человек — с удовольствием.
Начиная свое поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени!
Мысли и афоризмы Т.Н. Ойзермана
Здравый смысл не может быть индикатором истины.
Чистая совесть — это совесть, которая еще не была в употреблении (очень злое утверждение).
Одной из иллюзий оптимизма является убеждение, что у всех людей есть совесть.
Пессимизм в наше время питается не столько размышлениями о прошлом, сколько страхом перед будущим.
Наше родное русское слово «авось», непереводимо на другие языки.
Страшно подумать, но ГУЛАГи и Освенцимы существенным образом
углубили наше понимание человека, человечества и всемирной истории.
Несправедливость следует рассматривать как фундаментальный факт
общественной жизни и истории человечества, а не как нечто привнесенное
злонамеренностью отдельных лиц или групп.
Человеческая сущность — становление человеческого.
Счастье — это детство, ибо только ему присущи удовлетворимые
потребности. Взрослый человек стремится к большему, чем счастье.
Люди обычно ищут совсем не то, что они потеряли.
Выбор — первое условие человеческой свободы.
Если время — деньги, то почему у одних есть деньги и нет времени, а другие располагают временем, но не деньгами?
Талант — это, прежде всего, большой характер, препятствующий человеку проматывать свое духовное богатство.
Парадокс моды состоит в том, что она представляет собой стремление выделиться подражанием.
Мудрость предполагает сознание ограниченности собственного знания и
понимания, веру в мощь разума и критическое к нему отношение,
отсутствие самомнения и постоянное присутствие собственного убеждения.
Не является ли жесткая, не восприимчивая к возражениям убежденность
в собственной правоте выражением недостаточной обоснованности своих
убеждений?
Глупо считать себя умнее всех своих оппонентов.
Научное мировоззрение не совместимо с отрицанием фактов, как бы они ни противоречили общепризнанным истинам.
В хорошо организованном обществе, именуемом правовым государством,
порядочность не предполагает героизма самоотречения и самопожертвования.
Исключения не подтверждают правил. Они скорее ставят их под вопрос.
Гений не вправе рассчитывать на снисходительность!
Гуманисты всех стран, объединяйтесь!
Победные лозунги
Если не Я, то кто? (Лозунг Жанны Д'Арк)
Сейчас или никогда!
Победа или смерть!
Вперед! Мы — любимцы богов.
В бою будь смел, тогда будешь цел.
Это мне по щиколотку!
Вижу цель — ломаю преграды!
Последним смеется тот, кто стреляет первым.
Никого впереди!
Юмористические миниатюры
Она была так красива, что всегда была права!
Калиф на час успевает сделать себе на жизнь.
Топтаться, так на первом месте!
Когда работают локтями, руки до дела не доходят.
Если человека легко подсидеть, значит, он на чужом месте.
Иной чувствует себя окрыленным лишь после хорошего пинка.
Чтобы забыть мужчину, нужен другой мужчина.
Вскрытие показало, что чукча умер от вскрытия.
Берегите светлые головы — они нам пригодятся на черный день.
Вспотел? Беги, покажись начальству.
Чем в шляпе, тем нахальнее.
Его талант дремлет — не разбуди.
О женщинах
Так шутят полные женщины без комплексов:
Мои поклонники говорят, что я — это 100 килограммов счастья.
Мой вес — мое богатство.
Хорошего человека должно быть много.
Если женщина разделяет мнение мужчины, значит, он прав. Если не разделяет, значит, он ее муж.
Дом женщины там, где ее муж!
Если жена часто требует подарков — значит она не подарок.
P.S. Современное название таким миниатюрам - Карапули. Его придумали не безызвестные Comedy-клабовцы (прим. от -Creat!ve-).
Законы Мерфи
Кладезем оптимистичного и одновременно мрачного юмора являются «Законы Мерфи» Артура Блоха. Многим людям такой юмор нравится.
«Невесёлый»
Если вам понравился костюм, то вашего размера нет.
Если нужный размер есть, то он все равно на Вас как-то не так сидит.
Если и нравится, и подходит, то не по карману.
Если и нравится, и по карману, то при первой же примерке трещит по швам.
Время на потребление пищи обратно пропорционально времени ее приготовления.
В восторг всегда приходят от того блюда, которое потребовало наименьших усилий на приготовление.
Продолжительность брака обратно пропорциональна расходам на свадьбу.
Тот, кто храпит, засыпает первым.
Ошибаться человеку свойственно, но сваливать ошибки на других еще типичнее.
Горячая колба выглядит точно так же, как и холодная.
Угол зрения зависит от занимаемого места.
Решение сложной задачи поручайте ленивому сотруднику, — он найдет более легкий путь.
Пародия
Пародия — это целый жанр в литературе, театре, музыке, на эстраде. Это сознательная имитация в сатирической, иронической или юмористической форме индивидуальных особенностей стиля, манеры, стереотипов речи, игры
или поведения объекта пародии. Я сделал замечательное наблюдение —
уважаемых гениальных людей не пародируют (Пушкин, Чехов, Лихачев,
Сахаров). Из уважения, и потому что, видимо, трудно найти недостатки.
Koгдa и как шутить
Главное в юморе — его уместность.
Любые шутка или анекдот имеют своего адресата. Понятно, детские —
для детей. А взрослые? Ведь люди — они такие разные! И по характеру, и
по воспитанию, и по образованию и, что в нашем случае очень важно, по
чувству юмора — что одному кажется смешным, у другого никакой реакции не
вызывает. И значит, очень важно понимать человека и соответственно
чувствовать, какого типа юмор он воспримет адекватно.
Но еще важнее — чувствовать ситуацию. То, что хорошо в одной ситуации, может быть совершенно неприемлемо в другой.
Представьте: группа людей (вполне возможно умных и интеллигентных)
только что выбралась из крупной передряги, например, в байдарочном
походе прошли страшные пороги, едва не перевернувшись, но все-таки
выбрались. И вот теперь на берегу короткий отдых, руки еще дрожат от
напряжения, так что сигарету с трудом удается раскурить. Как кстати был
бы юмор! Но какой? Вряд ли здесь сработает утонченный интеллектуальный
анекдот. А вот «соленый» анекдот, возможно и с крепким словцом, будет
вполне уместен и снимет напряжение.
Была такая история. В одной лаборатории проводили эксперимент:
группа физически крепких мужчин в течение нескольких суток интенсивно
изучала английский язык. При этом спать они могли только один час через
каждые 4 часа занятий. Час после сна отводился на питание. Пока они
спали, для них готовили пищу, а в помещении развешивали разнообразные
юмористические изречения, каждый раз меняя большую их часть.
В процессе эксперимента выяснилось, что чем больший недосып
накапливался у испытуемых, тем больше становился их аппетит. И вот тут
оказалось, что неизменным успехом пользуется заезженный, «с бородой»,
лозунг «Лучше переспать, чем недоесть». Причем испытуемые просили
повесить его над столом и каждый раз смеялись, перечитывая его. Вот что
значит — уместно!
Когда шутки неуместны
Хороший, доброжелательный юмор
и шутки уместны практически всегда, даже на серьезных обсуждениях и в
опасных ситуациях, однако, не случайно говорят: «Все это было бы смешно,
когда бы не было так грустно».
Нельзя смеяться над смертью, над непоправимой утратой, над увечьем,
болезнью, над человеческим страданием, над религиозными чувствами.
Неуместны насмешки, когда затронуты сокровенные интересы людей, когда
объявляется война, чрезвычайное положение, эпидемии, стихийные
бедствия... Неумно и жестоко смеяться над полнотой или ростом, над
именем и фамилией, над случайным промахом (споткнулся, ударился,
опрокинул что-то на себя...). Нельзя шутить над психически незащищенным,
слабым, не умеющим достойно ответить и постоять за себя человеком.
Выбирайте себе равного в шутках и побуждайте его к ответной острой
шутке.
Нельзя смеяться над героическими поступками во имя людей, над
бедностью, над состраданием и сочувствием, над желанием
самосовершенствоваться и первыми шагами в этом направлении. И вообще,
над прекрасными человеческими чувствами, пусть они будут казаться вам
сколько угодно наивными и старомодными. Прекрасные чувства не стареют.
Не следует высмеивать темперамент — он врожденный, а над плохим
характером можно пошутить — он приобретенный и над ним можно поработать;
задевать чужие интимные чувства; смеяться над тем, кто чего-то не
понимает; касаться чужих семейных дел; ставить человека в неловкое
положение; обижать шуткой.
Нельзя злословить об отсутствующих и говорить о людях за глаза то, что не можете сказать им прямо в глаза.
Не нужно: заставлять себя смеяться, если не смешно; стараться засмеяться раньше других; смеяться, если шутка непонятна.
Права, как известно, не дают, их надо завоевывать, но только при этом нельзя наносить вред другим, в том числе и смехом.
В дружеской компании, члены которой знакомы немало лет и имеют
общую «историю», обычно не принято объяснять причину смеха. Однако
бывают ситуации, когда следует объяснить, над чем смеются. Например:
если в компании оказался новый человек, он может не понять причину смеха
и решить, что у него проблемы с чувством юмора, а еще хуже — что
смеются над ним.
Как принимать шутки в свой адрес
Трудно уберечься от шуток в свой адрес, но можно уменьшить их
количество. Надо быть внимательным, осмотрительным, доброжелательным,
соответствовать хорошей норме и не бояться смеха.
А если над вами все-таки смеются, как быть?
Если смеются доброжелательно, смейтесь вместе с ними. Отвечайте на
шутку шуткой. Если шутки злобные, издевательские, защищайте свое
достоинство тем же оружием. Обычно когда понимают, что соперник этим
оружием владеет лучше, то отступают.
♦
Человек из знатного рода попрекал сына кожевника безродностью. Тот ответил: «Мой род мною начинается, а твой — тобою кончается».
Если смеются над вашим поступком, спросите: «А что бы вы сделали на
моем месте?». А можно шутку в свой адрес просто оставить без внимания.
Кого шутки выводят из себя, кто начинает кипятиться, тот становится
мишенью для новых шуток.
А вот абстрактный философский анекдот.
♦
Вернулись солдаты из дому, с побывки. Выстроил их старшина и спрашивает:
— Вот ты, Иванов, что в отпуске делал?
— Забор починил.
— Логично. А ты, Петров?
— Сено косил.
— Логично. А ты, Сидоров?
— Крышу у избы перекрыл. — Логично.
И тут Монькин спрашивает:
— Товарищ старшина! Вот вы все говорите: логично, логично. А что это значит?
— Логично. Видишь, река течет? За рекой дом стоит. Из трубы дым идет. Вот так и человек — живет, живет, а потом умирает...