Если
мы используем неточные понятия, как это происходит в случае «курса» или
«семинара», то могут возникнуть недоразумения. Мы также можем
дезориентировать учащегося, если назовем воркшопом информационное
мероприятие. Сегодня все больше людей настроены на получение
дополнительного образования и повышение квалификации. Поэтому мы
должны тщательно выбирать названия учебных мероприятий, чтобы
участники имели представление о степени своей вовлеченности в работу,
— тогда они смогут внутренне настроиться на определенный тип обучения,
и мы избежим недоразумений. Каким же образом различаются вышеупомянутые
виды обучения?
Воркшоп мы определяем как интенсивное учебное
мероприятие, на котором участники учатся прежде всего благодаря
собственной активной работе. Даже необходимые теоретические
«вкрапления», как правило, кратки и играют незначительную роль. В
центре внимания находится самостоятельное обучение участников и
интенсивное групповое взаимодействие. Акцент делается на получении
динамического знания. Участники сами могут определять цели обучения.
Они разделяют с ведущим ответственность за свой учебный процесс.
Ознакомьтесь с определениями, предложенными людьми, которые участвовали в воркшопе под названием «Как вести воркшоп?».
Итак, воркшоп — это:
▼ Учебная группа, помогающая всем участникам стать по
окончании обучения более компетентными, чем в начале.
▼ Учебный процесс, в котором каждый принимает активное
участие.
▼ Учебный процесс, во время которого участники много узнают друг от друга.
▼ Тренинг, результаты которого зависят прежде всего от вклада участников и в меньшей степени — от знаний ведущего.
▼ Учебный процесс, на котором в центре внимания — переживания участников, а не компетентность ведущего.
▼ Возможность
открыть для себя, что знаешь и умеешь больше, чем думал до сих пор, и
научиться чему-то от людей, от которых этого не ожидал.
Продолжительность
воркшопов различна. Есть мини-ворк-шопы, длящиеся только 1 час, но
время проведения большинства из них колеблется от половины дня до
недели. Их важнейшая характеристика — многообразие. Любой хорошо
организованный воркшоп предполагает совокупность различных методов,
которые активизируют участников, делая их не просто слушателями. Можно
сказать, что на воркшопе учатся посредством получения актуального опыта
и личного переживания, что гораздо легче достигается в групповом, чем
в индивидуальном обучении. Ведь лучшие друзья обучения — это разнообразие, любопытство
и сюрпризы.