Обоснование потребностей создания проекта
Семейное воспитание в широком смысле слова – изначальная форма
социализации и воспитания детей, в процессе которого происходит
развитие и становление личности. Нестабильность в обществе,
изменения в социальной сфере, кризис в экономике, падение
нравственности оказали существенное влияние на семью, на выполнение ею
своих функций: репродуктивной (рождение детей), воспитательной,
хозяйственно-экономической, коммуникативной, рекреативной
(взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха, досуга),
регулятивной, нравственно-нормативной. На воспитательную функцию
семьи сильно влияют тенденции, явления и процессы, которые отмечаются в
последние годы : сокращение размеров семьи и преобладание в
абсолютном большинстве простой (нуклеарной) семьи; появление большого
числа семей, находящихся в бедственном положении; рост числа
детей-сирот при живых родителях, детей оставшихся без родительской
опеки, беспризорных детей; ограничение возможностей семей по уходу за
стариками и инвалидами, появление в семьях насилия и жестокого
обращения с женой (мужем), детьми и стариками; ухудшение отношений
между родителями и детьми; проявление отчуждённости детей от родителей
и родителей от детей; значительное ослабление, а нередко и полное
отсутствие мужского влияния на формирование личности ребёнка; крушение
жизненных перспектив определённых категорий родителей и детей;
увеличение числа детей с отклонениями в поведении от общепринятых норм
(злоупотребление алкоголем и наркотиками, воровство, насилие,
проституция и т.п.); неподготовленность семьи к ведению здорового
образа жизни; низкий уровень педагогической культуры, воспитанности
родителей и, соответственно, слабый воспитательный потенциал
преобладающего числа семей, неподготовленность юношей и девушек к
семейной жизни. Одним из показателей
хорошей семьи является здоровая атмосфера в ней. Однако результаты
анкетного опроса, проведенного среди старшеклассников на тему
"Микроклимат моей семьи" не радуют. На вопрос: "Ежедневно ли в семье мы
обмениваемся мыслями по вопросам семейной жизни, школьных делах,
текущих происшествиях?" утвердительно ответили 62% респондентов, "нет"-
38% опрошенных; "Всей семьёй мы отдыхаем во время каникул" – 18%
старшеклассников ответили "да"; остальные 82% - "нет". И, как
результат, на вопрос: "Устраивает ли вас микроклимат Вашей семьи?"
утвердительно ответили 42% респондентов, 30% старшеклассников ответили:
"Не совсем"; 28% подростков – "Не устраивает". Отсутствие
взаимопонимания и поддержки в семье, психолого-педагогическая, правовая
некомпетентность родителей служат поведенческими факторами риска
относительно детей и подростков. В средней школе сложилась система форм и методов взаимодействия с семьёй как
социальным институтом воспитания. Тематические родительские собрания,
заседания родительского комитета, родительские университеты, целевые
встречи с родителями, работа службы "Телефон доверия",
психолого-педагогическое консультирование родителей играют большую роль
в повышении психолого-педагогической, правовой грамотности родителей.
Важное место в системе работы школ занимает взаимодействие с другими социальными
институтами, заинтересованными общественными структурами, что играет также
немаловажную роль в повышении воспитательного потенциала семьи. В МИРе разработаны и приведены в действие разного рода программы,
отражающие систему работы школы с семьёй (комплексно-целевая программа
"Воспитание", программа взаимодействия школы с другими социальными
институтами, заинтересованными общественными структурами, программа
"Правовое воспитание", "Здоровый образ жизни", модель
личностно-ориентированного обучения "Шаг за шагом", модель
школьно-семейного воспитания "Ориентир"). С учётом положительного
опыта работы предыдущих лет в МИРе намечаются новые цели и задачи,
которые предполагают улучшить процесс семейного воспитания, укрепить
защиту прав детей, снизить негативное влияние на семью социальных
явлений в обществе. Основные понятия проекта
Семья, семейное воспитание, сознательность родителей,
последовательность воспитания, начальное воспитание, структура семьи,
классификация семей, положительный опыт воспитания, право, закон,
правовое воспитание, отклоняющееся поведение, социализация,
реабилитация, культура семьи.
Ценности Наиболее значимые ценности,
определяющие содержание семейного воспитания: семья, уклад и традиции
семьи, право ребёнка на семью, родительский дом, родословная, отцовство
и материнство, авторитет отца и матери, родительская любовь и забота,
защищённость ребёнка в семье, забота о престарелых, младших, больных,
инвалидах.
Актуальные проблемы и потребности проекта
- Социальная тревожность, неуверенность и неустроенность из-за
объективно-субъективных обстоятельств как в обществе (экономический
спад и неурядицы, снижение жизненного уровня многих семей, загрязнение
среды обитания, безработица), так и непосредственно в семье (разводы
родителей, алкоголизм, насилие, физические наказания).
- Незащищённость от различных видов жестокого обращения (физического,
психического насилия, пренебрежения детскими интересами и
потребностями).
- Резкое падение уровня психофизического и морального здоровья детей.
- Лишения, трудности и сложности детской жизнедеятельности по причине роста социального сиротства при живых родителях.
Цель и задачи Цель:
поиск новых подходов в работе с семьёй, оптимальных форм и методов
взаимодействия для укрепления и оздоровления детско-родительских
отношений. Задачи:
- Диагностирование и определение социально - педагогических и
психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на
становление и развитие личности ребёнка в семье. Выявление и анализ
факторов, обуславливающих социальную дезадаптацию.
- Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и
ребёнка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование
родителей о правах несовершеннолетнего ребёнка.
- Организация просветительской работы по овладению родителей психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
- Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.
- Организация совместной работы по предупреждению социального сиротства при тесном взаимодействии школы и социального приюта.
Основные приоритетные направления деятельности
- Оказание практической помощи и педагогической поддержки семье.
- Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
- Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребёнку.
- Психологическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация семей группы "риска".
- Целенаправленная работа по возвращению детей из социального приюта в биологическую семью.
- Распространение информации, оказание помощи по созданию опекунских, приёмных семей.
Продуктивные технологии Создание банка
данных о потребностно-ценностной сфере детей и родителей,
трансакциональный анализ, система групповых консультаций, целевые
конференции, деловые игры, пресс-конференции, анализ видеозаписей,
организация внутрисемейного общения.
Специфические условия и особенности
Интеграция усилий родителей, воспитателей детских дошкольных
учреждений, социальных педагогов, практических психологов, педагогов
школ и других учебных заведений, работников общественно-государственных
учреждений и служб социума. Непосредственная помощь семьям, оказавшимся в особо трудном положении.
Воздействие на родственников, их экономическая и
морально-психологическая поддержка и консультирование, с тем чтобы они
оставляли детей в своих семьях. Поддержка и интенсивное развитие детей в своих семьях.
Поддержка и интенсивное развитие всех форм определения ребёнка в семьи
- опекунские, приёмные, детские дома семейного типа. Отечественное и
международное усыновление. Подбор и поддержка семей, которые после
пребывания детей вне дома не более одного года берут их на воспитание и
несут ответственность за их жизненное и профессиональное определение.
Поддержка семейной непрерывности по отношению к детям, которые растут в
многофункциональном окружении и подвергаются риску стать отверженными в
социальном отношении. Гуманизация социальной политики в отношении семьи и детей:
- формирование в обществе взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для полноценного развития и воспитания детей;
- осуществление на всех уровнях мероприятий и мер по
социально–экономическому и психолого–педагогическому обеспечению всех
семей, имеющих детей;
- создание системы дополнительных мероприятий для проблемных семей и семей из группы риска;
- развитие социально-педагогических услуг для оказания конкретной помощи детям и семьям, которые воспитывают детей;
- обеспечение системы альтернативных решений в пользу детей, оставленных родителями;
- разработка комплекса правовых, социально– экономических,
медико–психолого–педагогических мероприятий для сдерживания роста
численности детей инвалидов и детей с особенностями психофизического
развития, для их интеграции в образовательное пространство и общество.
Диагностика семейного воспитания Функции диагностики семейного воспитания:
- констатирующая (информационная);
- прогностическая (прогноз развития школьно-семейного взаимодействия);
- ценностно-ориентированная (оценочная);
- функция самоизучения, саморазвития;
- развивающая (воспитательная).
Процедура диагностики:
- постановка целей диагностики;
- определение оценочных критериев и показателей;
- отбор методов (системы методов) диагностики;
- применение методов диагностики в непосредственном взаимодействии субъектов;
- анализ результатов диагностики;
- учёт, фиксирование результатов диагностики.
Методы диагностики:
- наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование;
- беседа с воспитанником;
- беседа с педагогами;
- беседа с родителями;
- анализ результатов и продуктов деятельности;
- социометрические методы;
- недописанный тезис;
- педагогический консилиум.
Формы фиксирования результатов диагностики:
- составление графиков, диаграмм;
- составление характеристик;
- ведение диагностических карточек, дневников.
Ожидаемый результат.
- Видение и учёт социально-педагогических проблем семьи. Своевременная помощь в решении проблем.
- Добровольный и сознательный подход родителей в выборе форм и методов семейного воспитания.
- Защита прав и интересов семьи, каждого из её членов, реализация их
собственного "Я" путём создания условий для развития потенциальных
способностей.
- Правовая грамотность и психолого-педагогическая компетентность родителей.
- Сформированность базы данных, позволяющей вести квалифицированный
отбор родителей, воспитателей для создания приёмных, опекунских семей.
- Уменьшение численности социальных сирот при живых родителях.
- Тесная связь школы, семьи, общественности; заинтересованность в
удовлетворении запросов и потребностей семьи как института воспитания.
Сроки реализации Подготовительный этап – сентябрь 2012 – август 2013 года. Основной этап – 2013-2014 уч.год – 2015-2016 уч.год....
|