С главой департамента русского искусства аукционного дома Кристи Алексеем Тизенгаузеном «Русский очевидец» встретился в парижском зале на авеню Матиньон, где было выставлено «Парижское кафе».
А.Тизенгаузен на выставке картины в Париже ©Е.Якунина
— Репин такого уровня висит разве что только в Русском музее.
Может, он и окажется счастливым обладателем картины, а заодно и
рисунков?
— Сейчас сказать ничего не могу. Судьба работы такого уровня может
определиться в последнюю неделю перед продажей, когда она будет
выставлена непосредственно в доме Кристи. Мы возили картину в
Москву, вокруг нее было много разговоров, а что произойдет на аукционе —
тайна для всех. Но картина действительно редкая и по размерам, и по
насыщенности действия. В ней как минимум пять полюсов, и каждый —
самостоятельная сценка.
— В конце 80-х годов прошлого столетия на аукционах наблюдался
необыкновенный ажиотаж вокруг русского искусства. Цены на него взлетели в
несколько раз. Потом наступил кризис 2008-го. Как сейчас обстоят дела в
русском департаменте?
— Кризис затронул все области жизни, и рынок искусства не избежал его
последствий. Но последние продажи показали, что во всяком случае Кристи
уже преодолел докризисную отметку.11 мая за один вечер от продаж в
разделе «Современное искусство» было выручено 300 млн. фунтов
стерлингов. Это фантастическая сумма.
Последние торги в русском секторе в ноябре 2010 и апреле 2011 годов в
Нью-Йорке показали, что интерес сохраняется, правда при одном серьезном
отличии. Нынешний покупатель нацелен на произведения исключительно
высшего разряда.
До 2008-го продавалось все, потому что публика была самая
разнообразная. Т.е. на каждый продукт был свой покупатель. И на предметы
до ста тысяч фунтов, и на высшую категорию лотов от 800 тыс. до 1млн.
200 тыс. фунтов.
После кризиса первый слой покупателей исчез, остались те, кто готов
купить произведения исключительной ценности. Каталоги уменьшились в
размерах, но объемы продаж не пострадали.
— Покупатели, конечно, по-прежнему русские? Кстати, откуда они из России?
— Да, подавляющее большинство русскоязычные покупатели. Ведь почему
случился большой взрыв на рынке русского искусства, который до конца
80-х был, прямо скажем, незначительным? Только потому, что граждане СНГ
начали беспрепятственно путешествовать, и у них появились деньги. Только
тогда цены на русское искусство приблизились к другим категориям:
импрессионизму, современному искусству, японцам или китайцам.
Русский отдел в Кристи открылся в 70-е годы. Но он был
принципиально другим, продавалось в основном серебро Фаберже, фарфор. И
главное — не было русских покупателей, не было конкуренции. Все русские
продажи проходили в Женеве, и покупатели знали друг друга в лицо. В 90-е
годы ситуация полностью изменилась. Появились картины, предметы быта
ушли на второй план.
Насчет того, откуда покупатели, вам сейчас не скажет никто. Ведь
человек может жить в Лондоне или проводить большую часть времени в
Париже, а бизнес при этом иметь в Москве. Ну, и откуда он?
— А как вы оказались в Лондоне?
— Я родился и учился во Франции. Такой чистый продукт белой
эмиграции. Поехал в Лондон на три месяца совершенствовать английский и
остался там навсегда. В Кристи с 1985 года прошел все ступени.
Мой отец — авиационный инженер, к искусству никакого отношения не имеет.
По матери я Шаховской, и мои дедушка с бабушкой, конечно, создавали
дома атмосферу любви к русской культуре. В ней я и рос. Бабушка водила
меня на выставки, но не могу сказать, что с детства я влюбился в русское
искусство, это пришло гораздо позже.
Зинаида Шаховская приходилась мне двоюродной бабушкой. Когда она
отошла от руководства газетой «Русская мысль» и у нее появилось больше
времени, она много рассказывала мне из русской истории. Но что такое
история? Часть культуры, конечно.
— Теперь вы — постоянный житель Лондона?
— В силу своей профессии я следую за рынком. Раньше главным центром русских продаж была Женева, и я постоянно туда ездил.
После на авансцену вышел Нью-Йорк, и я там жил несколько лет. Потом начался бум в Лондоне. Когда в 1985 году я пришел в Кристи,
там не говорили по-русски, не было необходимости. Сегодня больше
половины дня я говорю по-русски или с коллегами и визитерами в бюро, или
по телефону.
— Лондон теперь столица богатых россиян.
— Да, поэтому и продажи проходят здесь, из России лететь ближе, чем в
Нью-Йорк. Но парадокс в том, что Париж исторически с точки зрения
русской культуры всегда занимал первое место. Когда в 85-м я приехал в
Лондон, русских там практически не было.
Я помню, что Левицкий в 85-м году был продан всего за 5 тыс. фунтов
стерлингов, потому что не было русских покупателей. Сегодня он
оценивается минимум в 100 тыс. Анненков ушел тогда за 120 тысяч, сейчас
та же самая работа опять оказалась у нас, но стоит она уже 2 млн. 200
тысяч. Первый бум пришелся на 88-89 годы, началась горбимания. Второй
пик был достигнут в начале 2000-х годов. Но, если раньше покупали
русскую работу, то теперь ищут изысканное произведение с учетом лучшего
периода автора и наличия произведения в каталогах.
— Какой период сейчас пользуется наибольшим спросом?
— Любители Репина, Айвазовского и Шишкина не исчезли. Интерес
вызывают и художники 10-20-х годов — Яковлев, Сомов, Серов, Григорьев. А
кто-то интересуется серебром и фарфором.
Поэтому, чтобы аукцион прошел удачно, нужно удовлетворить всем вкусам.
— 25 лет назад о Парижской школе почти не говорили. Сейчас она в моде. Пользуется ли она спросом на русских продажах Кристи?
— А кого относят к Парижской школе? В основном тех, кто жил в Улье.
Но что делать с Шагалом и Сутиным? Сутин уже лет 20-30 хорошо продается в
департаменте импрессионизма, и его нельзя взять и перенести в другой
отдел. Художники — вечные странники, и их незачем так уж привязывать к
одному месту.
|