... Что же такое парфюмерия?
PARFUM (духи) |
20-30% fragrance (парфюмерная композиция), этиловый спирт
высшей очистки, ректификат
(крепость 85-90 об.%).
Время истинного звучания - 7-8 часов. |
EAU DE PARFUM (парфюмированная вода, дневные духи)
|
12-18% fragrance, этиловый спирт, вода (крепость 80-85 об.%).
Время истинного звучания 4-5 часов. |
EAU DE TOILETTE (туалетная вода) |
4-10% fragrance, этиловый спирт, вода (крепость70-80 об.%).
Время истинного звучания - 2-3 часа. |
EAU DE COLOGNE (одеколон) |
1-4% fragrance, этиловый спирт, вода
(крепость 50-60 об.%).
Недолгое освежающее звучание. |
Звучит довольно приземленно. Но только парфюмер знает, сколько
творческих усилий в поисках оригинального аккорда было затрачено,
сколько проработано вариантов.
Как
замирала от радости душа, когда казалось, что вот-вот - и получится.
Еще одно душистое дыхание - и ты порадуешь мир новым ароматическим
шедевром. И как больно сжималось сердце от эфемерности этих ожиданий.
Творческие качели - самый захватывающий аттракцион.
Важно удержаться, не спрыгнуть в отчаянии и достичь апогея.
В работе над ароматом нет перерывов, нет отдыха «измученной душе».
Чем
бы ты ни занимался, мысли постоянно, настойчиво бьются, предлагая все
новые решения. И это еще хорошо, плохо, когда наступает опустошение, и
душа замирает от осознания, что ничего не получилось, что ты не
способен, что занимаешься не своим делом. Спасет только преодоление
самого себя, своего отчаяния и вера в то, что получится. Одним словом,
кипение страстей!
Именно энергию этих страстей, пронизывающих аромат, мы ощущаем,
его вдыхая.
Художник в своем творчестве использует различные цвета, музыкант -
звуки, парфюмер творит, смешивая ароматы, создавая парфюмерные
композиции. Существует классическое определение, наиболее точно
отражающее этот сложный процесс:
По силе воздействия на эмоциональную сферу человека ароматы подобны
музыке. Поэтому в парфюмерном словаре так много музыкальных терминов.
Работа начинается с поиска главного аккорда, или лейтмотива, или
мелодии будущего аромата. Смешивая различные душистые вещества,
парфюмер ищет какое-то новое звучание.
Лейтмотив определяет звучание и характер сердечных нот, или лицо
и узнаваемость аромата.
Тембр - окраска запаха, от него зависит его полнота, красота, мягкость,
округленность, свет, чистота, возвышенность, богатство.
Если основной аккорд определяет характер духов, то сотни дополнительных оттенков определяют их качество.
Можно себе поставить конкретную цель, как выражение некоторой
художественной идеи, или найти неожиданные грани в известном аккорде,
аранжировав его в ином стиле. Короче, творческий поиск, который
определит новый ароматический образ.
Успех работы напрямую зависит не только от творческого потенциала
парфюмера, но и от конкретного знания звучания и характеров ароматных
ингредиентов, которых в его палитре огромное количество:
около 300 эфирных масел и 8000 синтетических душистых веществ
(активно используется около 1500). Затем парфюмер мелодию аранжирует,
разукрашивая тонами и полутонами главные ноты лейтмотива, создает
гармоническое заполнение.
Гармоническое заполнение - украшение лейтмотива, мелодии, оркестровка, аранжировка.
Постепенно мелодия превращается в довольно сложное ароматическое
построение, которое называется ведущим ароматом. Именно он определяет
тип композиции, или семейство в классификации.
Вещества, определяющие тип композиции - ведущие запахи.
Очень часто гармоническое заполнение определяет тембр композиции,
или насыщенность, длительность звучания.
Ноты и оттенки гармонического заполнения звучат и в шлейфовых
и в начальных нотах.
Некоторые душистые вещества присутствуют во всех парфюмерных
композициях. Они не оказывают решающего влияния на звучание лейтмотива,
но гармонируют с ним, создавая остаточный запах,
или так называемую третью ступень.
Их
главная задача фиксировать звучания всех аккордов, осуществлять
сродство аромата с запахом кожи, округлять и гармонизировать
композицию.
Грамотно, или классически построенный аромат должен соединять в себе
два существенных качества: характер и утонченность.
Характер - узнаваемость, в аромате ясно определяется основной аккорд.
Утонченность - заявленная тема решается оригинально, в обрамлении контрастных нот и оттенков.
Не хватает характера - аромат расплывчат и неузнаваем, не хватает
утонченности - он грубый, простой, вульгарный. Самые оригинальные
ароматы построены на противоречивых аккордах,
например шипры и фужеры.
И еще два важных момента:
каждая парфюмерная композиция должна иметь определенную меру
ароматических нот, напоминающих о человеческом теле. Имеется в виду
мускус, амбра, иногда сивет, т.е. сырье животного происхождения.
Именно присутствие этих веществ в композиции дает ей право
называться парфюмерной.
Вот поэтому, аромат раскрывает свой истинный характер,
только согреваясь на коже человека, сливаясь с его запахом. аромат
должен быть искусственным, сложным, бесподобным, не напоминающим ничего
в окружающем мире. Материал берется у природы, перекраивается - и
создается совершенно новое произведение.
Важным
этапом в создании, или скорее в осознании звучания аромата, является
его созревание. Художник, создавая полотно, может сразу оценить плоды
своего творчества, композитор может прослушать опус.
Парфюмер, смешав достаточно большое количество веществ,
как индивидуальных, так и сложно построенных эфирных масел,
не может сразу оценить созданный аромат. Для диффундирования,
или перемешивания, разных по плотности и агрегатному состоянию веществ,
для выстраивания аккордов по звучанию и округлению
аромата требуется время.
Поэтому в процессе работы парфюмер создает огромное количество
вариантов, вводя постепенно по одному компоненту в каждый.
Время для созревания в таком случае можно сократить.
Но готовая композиция, созданная по отработанной рецептуре,
требует значительного временного промежутка, который называется процессом выстаивания, или созреванием аромата.
На производстве этот процесс может длиться от двух недель
до нескольких месяцев.
|