Тема: «Великие ораторы Древней Греции и Древнего Рима» Оглавление Введение Глава 1 Древнегреческая риторика 1.1 Софисты- учителя риторики 1.2 Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия» 1.3 Аристотель и его риторика Глава 2 Риторика Древнего Рима 2.1 Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве 2.2 Квинтилиан – автор риторических наставлений Заключение Литература Введение
Ответ
на эти и другие вопросы, связанные с умением владеть словом, дает
риторика (от греч искусство красноречия) — наука о мастерстве «убеждать,
увлекать и услаждать» речью (Цицерон). А
кто же такой оратор? В «Словаре современного русского языка» (в 17
томах) читаем такое определение этого слова: 1) лицо, профессионально
занимающееся искусством красноречия; 2) лицо, произносящее речь; 3)
глашатай чего-нибудь; 4) человек, обладающий даром речи. Не
нужно, наверное, убеждать вас в том, что говорить публично приходится
каждому школьнику, студенту, который готовит сообщения к урокам или
занятиям кружка, выступает на школьных и классных собраниях, на
торжественных актах т. д. Вам, наверное, не раз приходилось либо
переживать за свои неудачные выступления, либо скучать, слушая своих
ораторствующих товарищей. Но в то же время, безусловно, каждый может
припомнить яркую, интересную, увлекательную речь лектора, или любимого
учителя, или кого-то из своих сверстников. Для
того, чтобы быть отличным ритором нужно знать историю риторики, с чего
она началась, как развивалась, как оценивали слово древние ораторы. В
этом и заключается актуальность данной темы. Глава1 Древнегреческая риторика 1.1 Софисты - учителя риторики Родиной
красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в
Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово имело очень
большое значение: владение им было важнейшим способом достижения
авторитета в обществе и успеха в политической деятельности. Древние
греки высоко ценили «дар витийства». Они с благоговением слушали
«сладкоречивого» пилосского царя Нестора и восхищались Одиссеем: «Речи,
как снежная вьюга, из уст у него устремлялись» Долгое
время ораторское искусство существовало лишь в устной форме. Образцы
речей, даже самых лучших, не записывались. Только софисты, «наставники
мудрости», во второй половине 5 в. до н. э. ввели письменную фиксацию
речей. Софисты разъезжали по городам и за плату обучали искусству
спорить и «слабейший аргумент делать сильнейшим». Они считали своей
задачей научить учеников «хорошо и убедительно говорить» по вопросам
политики и, морали, для чего заставляли их заучивать наизусть целые речи
как образцы для подражания. Главное место в софистике занимала теория
убеждения, Термин «софизм» был порожден приемами доказательств,
применявшимися софистами; используется он и в наши дни для определения
положения, доказательства, правильного по форме, но ложного по существу.
Параллельно с практическим красноречием софисты начали развивать и
теорию ораторского искусства — риторику Открытие первых риторических
школ, создание первых учебников по риторике традиция связывает с именами
софистов Корака и его ученика Тисия из Сиракуз (V в. до н. э.). Получил
признание и внес свой вклад в теорию красноречия софист Горгий из
Леонтины (485—380 гг. до н. э.). Главное внимание Горгий уделял вопросам
стиля. Для усиления психологического влияния речи он применял
стилистические средства украшения, известные под названием «горгианские
фигуры». Среди них такие, как антитеза (резко выраженное
противопоставление понятий), оксюморон (сочетание противоположных по
смыслу понятий), членение предложений на симметричные части, рифмованные
концовки, аллитерация (игра согласными звуками), ассонансы (повторение в
целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков).
Современники Горгия — софисты Фразимах, Протагор и другие — продолжали
развивать и обогащать теорию красноречия. Благодаря трудам софистов
риторика получила большое признание и вошла в круг наук, обязательных
для граждан. 1.2 Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия» Риторике
софистов, которую Платон не считает наукой, он противопоставляет
подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное
только философу. Эта теория красноречия изложена в диалоге «Федр», в
котором представлена беседа философа Сократа с юношей Федром. Суть
теории в следующем: «Прежде чем начать речь о каком-либо предмете, надо
четко определить данный предмет» Далее,
по мысли Сократа, необходимо познание истины, т. е. сущности предмета:
«Прежде всего надо познать истину относительно любой вещи, о которой
говоришь или пишешь; суметь определить все соответственно с этой
истиной; подлинного искусства речи нельзя достичь без познания истины»;
«кто не знает истины, а гоняется за мнениями, у того искусство речи
будет, видимо, смешным и неискусным». Ясно
и четко говорится в диалоге о построении речи. На первом месте, в
начале речи, должно быть вступление, на втором месте — изложение, на
третьем — доказательства, на четвертом — правдоподобные выводы. Возможны
еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное
опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала. Ценное
в теории красноречия Платона — идея воздействия речи на душу. По его
мнению, оратору «необходимо знать, сколько видов имеет душа», поэтому
«слушатели бывают такими-то и такими-то». И какая речь, каким образом
воздействует на душу. Итак,
по мнению Платона, подлинное красноречие основано на знании истины.
Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а
познав природу людских душ, имеет возможность внушить свое мнение
слушателям. 1.3 Аристотель и его риторика Достижения
греческого ораторского искусства были обобщены и возведены в правила
энциклопедистом античности Аристотелем (384—322 гг. до н. э.). Это он
сделал в своей «Риторике», состоящей из трех книг. В
первой книге рассматривается место риторики среди других наук,
обозреваются три вида речей: совещательные, эпидеиктические, судебные.
Цель этих речей — благо, категориями которого являются добродетель,
счастье, красота и здоровье, удовольствие, богатство и дружба, честь и
слава, умение хорошо говорить и действовать, природные дарования, науки,
знания и искусства, жизнь, справедливость. Назначение речей судебных —
обвинять или оправдывать, они связаны с анализом мотивов и поступков
человека. В основе эпидейктических речей — понятия прекрасного и
постыдного, добродетели и порока; их цель — восхвалять или порицать. Вторая
книга рассказывает о страстях, нравах и общих способах доказательства.
Оратор, по Аристотелю, должен эмоционально воздействовать на слушателей,
выражать речью гнев, пренебрежение, милость, вражду к ненависти, страх и
смелость, стыд, благодеяние, сострадание, негодование. Третья
книга посвящена проблемам стиля и построения речи. Учение Аристотеля о
стиле — это учение о способах выражения мысли, о составлении речи. Он
требовал от стиля, прежде всего принципиальной и глубочайшей ясности:
«Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит
то, что раз речь не ясна, она не достигнет своей цели». Построение речи,
по Аристотелю, должно соответствовать стилю, должно быть ясным,
простым, всем понятным. Обязательными структурными частями речи он
называл: предисловие, обвинение и способы его опровержения,
рассказ-изложение фактов, доказательства, заключение. Труды Аристотеля
по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории
красноречия. Риторика Аристотеля затрагивает не только область
ораторского искусства, она посвящена искусству убедительной речи и
останавливается на способах воздействия на человека с помощью речи. Глава 2 Ораторы Древнего Рима 2.1 Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве Культура
Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была
творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия
приходится на I в. н. э., когда особенно
возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития
ораторского искусства является деятельность Цицерона. Самым
ярким и известным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий
Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно.
Сохранилось 58 речей Из
трех основных видов красноречия у Цицерона представлены два:
политическое и судебное. Он выработал свой особый стиль, средний между
азианизмом и умеренным аттикизмом. Для речей его характерно обильное, но
не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных,
отчетливых в логическом и языковом отношении и ритмически оформленных
периодов, изменение — по необходимости — стилистической тональности;
отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов. Достижения
античной риторики и свой собственный «практический опыт» Цицерон
обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В
них он поднимает проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его
интересовал вопрос о том, какие данные необходимы оратору, и пришел к
выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом,
памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.
Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три
великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить
(воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории
трех стилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно
которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по
порядку, придать должную словесную форму, все запомнить, произнести. Особо
он подчеркивал связь содержания и словесной формы: «Всякая речь состоит
из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются
почвы, а содержание без слов лишается ясности». 2.2. Квинтилиан – автор риторических наставлений Другая
яркая фигура римского красноречия — Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36—96
гг. до н. э.), знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения
«Образование оратора». Уже из самого названия видно, что автор не сводил
красноречие к сумме риторических правил, а призывал к всестороннему
воспитанию оратора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и
образованным человеком. Главным
объектом восхищения и подражания Квинтилиана был Цицерон. У них можно
увидеть много общего. Оба различали три стиля красноречия и признавали
три «великие цели»; оба делили работу над речью на пять этапов согласно
древнегреческой риторической традиции. Оба утверждали, что риторика —
это и наука, и искусство, задумывались над соотношением природного дара и
специальной подготовки в красноречии. Но позиции этих двух теоретиков
красноречия не идентичны. Для Цицерона оратор — прежде всего мыслитель, а
основа риторики — философия. Квинтилиан же на первое место ставил
стилистику и требовал от оратора мастерства в этой области. Он восхвалял
чувство меры и считал, что из трех направлений ораторского искусства —
азианского, аттического, родосского — лучшим является аттическое: «Пусть
красноречие будет великолепно без излишеств, возвышенно без риска...,
богато без роскошества, мило без развязности, величаво без напыщенности;
здесь, как и во всем, вернейший путь — средний, а все крайности —
ошибки». Цицерон выступал против школярства, за практическое образование
на форуме (место для народного собрания, площадь, центр политической и
культурной жизни римского народа); для Квинтилиана эталон
образовательной системы — риторская школа. Цицерон обращался со своими,
речами к народу на форуме; Квинтилиан ориентировался на узкий круг
образованных ценителей. Вместе с тем оба ритора внесли ценный вклад в
развитие ораторского искусства, в теорию красноречия. Заключение На
протяжении всего периода античной культуры риторика предопределяла не
только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения,
т. е, философию жизни. Труды древних ораторов по риторике оказали
огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского
искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического
красноречия. В
своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их
интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали
вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом,
памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Если
для греков главное в риторике — искусство убеждать, то римляне больше
ценили искусство говорить хорошо. Риторика, родившаяся в Древней Греции и
получившая развитие в Древнем Риме, не погибла вместе с античной
цивилизацией, а продолжала жить в Средние века и «Новое время». Литература 1. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебн.пособие для учащихся 8-9 классов ооу. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1996г. 2. Основы риторики. Р.Я. Вельц, Т.Н. Дорожкина, Е.Г. Рузина, Е.А. Яковлева. –учебн.пособ.-Уфа:китап,1997г. 3. Античные риторики. М., 1978. Античные теории языка и стиля. СПб., 1996г. 4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1976г. 5. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996г. Горгий (483—375 гг. до н.э.) оратор и философ софист, основоположник Горгий
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Горгий (др.-греч. Γοργίας; 483 до н. э., Леонтины, Сицилия — 380 до н. э., Ларисса, Фессалия) — древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н. э.
Горгий родился в г. Леонтины. Риторике обучался в Сицилии у знаменитого Коракса. В 427 году он прибыл в Афины,
и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Возглавляя Леонийское
посольство в Афинах, Горгий сумел своей речью уговорить афинян
предоставить военную помощь. Позднее он объездил всю Грецию, повсюду выступая перед слушателями. На собрании греков в Олимпии
в 392 году он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе
против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя.
Горгий был одним из первых ораторов нового типа — не только
практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из
богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости».
Горгий утверждал, что он учит не добродетели и мудрости, а только
ораторскому искусству. Речь Горгия отличалась особой поэтической
выразительностью. Он разработал и применял особые риторические приемы,
прозванные горгианскими фигурами: аналогичные по форме и соответствующие
по объему фразы, использование параллельных членов предложения и членов
предложения, находящихся в антитезе. Для сочинений Горгия характерно ритмическое оформление и подобное звучание завершений.
Традиция сохранила немногое из творческого наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору: «Серьёзные доводы противника опровергай шуткой, шутки — серьёзностью». Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию, — «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», написанные на сюжеты мифов о Троянской войне.
Ораторское искусство Горгия заключало в себе много нововведений:
симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями,
метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифма приближали его речь к поэзии.
Некоторые из этих приёмов надолго сохранили название «горгианские
фигуры» («горгиевы фигуры»). Горгий писал свои речи на аттическом
диалекте, что служит ярким свидетельством возросшей роли Афин в
литературной жизни древней Эллады.
Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы
лично пережили, мы припоминаем и познаем с трудом; нам следует
довольствоваться правдоподобным мнением. Горгию принадлежит трактат «О природе,
или О несуществующем», считающийся одним из наиболее ярких манифестов
агностицизма. Основная мысль трактата — «Ничего не существует; но даже
если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо —
то необъяснимо для другого». Эти три положения Горгий обосновывает
следующими аргументами:
- Если сущее вечно, то оно беспредельно, а если беспредельно, то оно
нигде, а если нигде, то его нет. Если сущее не вечно, то оно произошло
или из сущего, что невозможно, так как тогда бы сущее было прежде себя
самого, либо из несущего, что также невозможно, поскольку из несущего не
ничего не происходит. Следовательно, сущее не вечно и не не вечно.
Следовательно, его вообще нет. (Также Горгий ведет рассуждение, о том,
что сущего нет, поскольку оно ни единое, ни множественное).
- Если даже сущее существует, то оно не мыслится, поскольку мыслимое
не тождественно сущему, иначе существовали бы в реальности Сцилла и
Химера.
- Если сущее и мыслится, то оно неизъяснимо другому, поскольку
изъясняем мы посредством слов, а слово не тождественно обозначаемому им
предмету и не может его объяснить, поскольку напротив, слово мы
объясняем, указывая на предмет.
Горгий также был одним из учителей Антисфена — основателя школы киников.
Источники
- Платон. Горгий. / Платон. Сочинения в 4-х томах. — М.: Мысль, 1990. — Т. 1. — С. 477—574.
Литература
- Морозкина З. Н. Софист Горгий и его учение о бытии. // Античность и современность. — М., 1982. — С. 126—133.
- Миллер Т. Б. От поэзии к прозе (риторическая проза Горгия и Исократа). // Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. — М.: Наука, 1991. — С. 60—105.
- Consigny, Scott. Gorgias: Sophist and Artist. — Columbia: University of South Carolina Press, 2001.
- McComiskey, Bruce. Gorgias and the New Sophistic Rhetoric. — Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press, 2001.
|