НЛП исследует успешный опыт людей
в разных контекстах деятельности и пытается его воспроизводить, это
называется моделированием. Если кто-то читает очень быстро, то
любопытно понять, как это делается. Какой процент из прочитанного
остаётся в памяти, как долго? Всё ли читается одинаково быстро, может
быть, где-то надо по-другому?
Моделирование навыка скорочтения показывает, что на самом деле
люди, умеющие читать быстро, обладают высокой гибкостью в выборе
способа чтения. Они умеют переключаться, например, на медленное
аналитическое чтение, выборочное, сканирующее, потом могут опять начать
читать быстро.
Такое чтение более логично будет назвать – рациональным.
Кроме гибкости и быстроты при выборе способа чтения, моделирование выявило следующие составляющие:
• Внимание и настрой на восприятие информации. • Уверенность и знание, что читать можно быстро. • Понимание логического построения текста. Быстрое нахождение главных мыслей. • Широкое поле восприятия печатного текста. Способность одним взглядом охватить всю строку, или почти всю. • Предугадывание.
Понимание по первым словам предложения с большой степенью
достоверности, чем оно закончится. Также восприятие и понимание слова
по первым буквам. • Выкидывание лишнего. Например, вводных слов,
устойчивых выражений, рекламных предложений, пустых обобщений, и другой
«воды» из текста. • Отсутствие внутреннего диалога, проговаривание текста при чтении. • Отсутствие возвращения глазами к ранее прочитанному тексту, повторного прочтения.
Люди, которые только осваивают навыки рационального (быстрого) чтения, встречают большую трудность – неверие в свои силы.
Привычки менять сложно. Но читать по-новому невозможно, используя старые убеждения. Например, такие.
• Читать надо «про себя». Это значит проговаривать текст. • Если читать быстро, то ничего невозможно запомнить. • Читать быстро удаётся только немногим людям. • Вертикальное чтение невозможно. Человек не может видеть всю строчку целиком.
При выполнении каждого
нового упражнения для развития навыков быстрого чтения возникают всё
новые и новые ограничивающие убеждения. Они действительно мешают
учиться. Теряется вера в свои силы. Я знаю другое. В НЛП поражения
не существует. Есть только обучение на любом своём опыте (и не только
своём). Если не получается сразу и быстро, то можно пробовать ещё раз и
по-другому, тогда нужный результат будет достигнут. Главное, не
опускать руки, верить в свой успех.
....
|