3. Система осознания реальности
Под
системой осознания реальности будем понимать информационную модель некоторой
части сознания, которая ответственна за создание субъективной реальности на
уровне понятий. Данная система имеет три внешних источника информации:
- система ощущения реальности,
- другие субъекты,
- внешние носители информации,
созданные другими субъектами;
и один внутренний: — система понятий.
В
рамках системы осознания реальности получаемая информация преобразуется в
субъективную реальность. Точнее будет сказать, в модель субъективной реальности
субъекта, в тот вариант компоновки понятий, объектов и характеристик, который
мы считаем и всеохватывающим и реализуемым средствами вычислительной техники.
Адекватность предлагаемой модели субъективной реальности гарантируется
возможностью бесконечного утончения модели.
Деятельность
сознания в означенных выше рамках определим как совокупность следующих
процессов:
- регистрация объектов,
предоставленных системой ощущения реальности;
- понимание объектов;
- ввод и поддержка в актуальном
состоянии свойств объектов;
- импорт данных:
- понятий,
- объектов,
- характеристик объектов;
- организация пространства — времени;
- интеллектуальное развитие СР.
Рассмотрим
эти процессы.
1. Регистрация
объектов.
Все
объекты, сформированные системой ощущения реальности, поступают на вход системы
осознания реальности. Система ощущения реальности работает циклически, сканируя
сенсоры, вырабатывая объекты и сбывая их системе осознания реальности. Каждый
миг система осознания реальности анализирует поступившие объекты, относя их к
постоянно присутствующим, новым, слегка изменившимся и т.д. Последнее может
определить уровень выделенного внимания, что повлияет на очередность, методику
и детальность дальнейшей обработки.
2. Понимание
объектов.
Если
объект только что появился в поле зрения, то необходимо понять, что же это
такое. Выделим в процессе восприятия человеком внешнего объекта процедуру
понимания — некоторую скрытую работу сознания, в результате работы которой
до человека «доходит», что же это перед ним такое, что же он ощутил
своими органами чувств.
Отметим,
что понимание это составная часть акта познания и оно фиксируется в СР
человека, то есть его СР в части, относящейся к понимаемому объекту,
модифицируется. Будем рассматривать понимание как соотнесение
объекта с одним из понятий из системы идеальных понятий субъекта. Отсюда, процедура
понимания это идеализация объекта в одном из заранее разработанных аспектов.
У понимания две стороны: «воплощение» и «реализация». Воплощение это
отнесение объекта к понятию. То есть был
объект «и не друг и не враг, а так», а мы с ним поработали, походили
в горы, поразмыслили и отнесли его к понятию «закадычный друг».
Реализация это другая сторона той же медали. Было понятие, например
«закадычный друг», а объекта, к которому можно было бы приложить это
понятие, не было. В конце концов, нашелся подходящий объект, и мы
реализовали
не используемое идеальное понятие.
При воплощении объект принимает на себя весь описательный и
функциональный ресурс своего идеального прототипа. Воплощений у объекта может
быть несколько.
При реализации заявленные в прототипе характеристики
обретают конкретные значения. Например, в идеальном понятии заявлено свойство
«образование», оно при реализации обретает конкретное значение — «высшее».
Перечень
понятий не свалился с неба, это результат систематизации объектов и явлений субъективной
реальности. Поэтому существует феномен очевидного понимания. Например: бытовые
предметы в первую очередь относятся к бытовым понятиям. А уже потом при решении
тех или иных практических задач возникает необходимость сознательного понимания
предмета в физическом, химическом или информационном смысле.
В
рамках данного раздела будем рассматривать понятия как классы, описывающие
общие черты объектов СР. Отсюда понимание моделируем с помощью классификации, а
систему понятий с помощью классификатора.
Вкратце
остановимся на описании класса. Класс состоит из названия, ссылки на
родительский класс, правил визуализации (точнее компоновки чувственных
впечатлений) объектов данного класса и перечня названий характеристик.
В
целом, классификацию объектов определим
как процесс структурирования множества объектов СР, разнесение объектов по
типам (классам). Чтобы иметь возможность классифицировать объект необходимо
иметь готовый классификатор. Под него (не опускаясь ниже уровня информационной
системы) выделим в СР служебный раздел для хранения накопленных классов данного
субъекта. Процесс пополнения и модификации классификатора, пока оставим в
стороне, но будем считать, что классификатор объектов субъективной реальности
конкретного субъекта формируется на основании собственного жизненного опыта, а
также по результатам обучения и общения путём импорта готовых классов.
В системе осознания реальности
обозначим встроенный Механизм классификации объектов. Этот механизм использует
фактические значения характеристик, доступных при наблюдении, подыскивая под
них путём последовательных приближений подходящий класс. Характеристики — свойства, такие как твердость, вязкость,
упругость, излом субъект может оценить, испытывая объект. О событиях и
действиях присущих объекту, можно узнать, наблюдая за объектом. Успешная работа
Механизма классификации объектов обеспечивается эффективной методикой сбора
данных.
Пример методической рекомендации
по уточнению характеристик, минимизирующей неоднозначность результата
классификации, взятый из культурного наследия: «Парня в горы тяни, рискни,
не бросай одного его, пусть он в связке с тобой, одной, там поймешь, кто такой…»
(В.С. Высоцкий).
Механизм классификации объектов,
даже при наличии эффективных методических рекомендаций, не всегда может найти
класс, подходящий объекту. В этом случае запускается процесс перестройки
(усовершенствования) классификатора, по окончании которого возобновляется
процесс классификации объектов.
Представим,
человек смотрит на море и видит что-то белое. Спустя мгновение до него доходит,
что это пароход. В нашей классифицирующей модели данному процессу понимания
соответствует процесс отнесения объекта к классу пароходов и выполняется этот
процесс Механизмом классификации объектов.
Закрепление
объекта за классом пароходов даёт человеку возможность воспользоваться
описанием данного класса, которое определяет перечень характеристик (включая
поведенческие) объектов данного класса. Если один человек, хочет рассказать
другому человеку, что это был за пароход, на котором он путешествовал в
отпуске, то он построит своё сообщение в соответствии с описанием класса
пароходов, взятом из того своего запасника, который мы моделируем с помощью
классификатора объектов.
Если
сказать проще, то, отнеся объект к классу, человек обретает формуляр данного
объекта. По классу пароходов это водоизмещение, курс, галс, осадка (свойства),
перевозка грузов, гудок (функции), прибытие в порт назначения, отплытие
(события), корма, капитанский мостик, трюм (состав). Каждый элемент состава
объекта, при необходимости, понимается самостоятельно.
Если
говорить сложнее, то мы накладываем на объект
структурирующую матрицу, раскладывающую
по ячейкам связанную с данным объектом
информацию и функциональность.
Так
или иначе, классификация объектов определяет унифицированную структуру хранения
информации: объект — характеристики.
Из
всего сказанного выше вытекает, что, моделируя понимание с помощью
классификации, мы дополнительно получаем готовую схему хранения фактических
значений характеристик объектов субъективной реальности. Принимая во внимание,
что в субъективной реальности все объекты более или менее «понятые»,
последнее даёт нам перспективу автоматизации процессов обновления и извлечения
информации, привязанной к объектам.
Наша
модель субъективной реальности является объектно-ориентированной, то есть эта
модель состоит из комплекса взаимосвязанных, взаимодействующих и
взаимоинформирующих объектов. Это означает, что информации, не привязанной к
объектам нет, и предполагаемая автоматизация охватит весь информационный обмен.
Учитывая,
что классификатор объектов обеспечивает унифицированный подход к сохранению и
извлечению информации и, что за счёт структурированности объем информации по
классифицированным объектам значительно меньше объема информации по тому же
количеству неклассифицированных объектов, легко увидеть, что модель процедуры
понимания с классификатором объектов гораздо эффективнее модели без
классификатора и, следовательно, более удобна в моделировании соответствующей
части работы сознания.
Изложенная
техника процедуры понимания выставляет понимание как способ рационализации
субъективной реальности.
Рассмотрим
классификацию объектов субъективной реальности как процесс последовательного
многоступенчатого разбиения на группы. Каждый новый уровень разбиения
характеризуется присутствием новых признаков группирования в дополнение к
предыдущему (менее абстрактен). Такое разбиение образует древовидную структуру
классов. Вышестоящий в иерархии класс называется родительским. Нижестоящий
дочерним или наследующим. Самый верхний и самый абстрактный класс будем
называть корневым классом (подробно описан в разделе «Система ощущения
реальности»).
При
таком взгляде на классификацию конкретизируется прагматичная методика развития классификатора объектов. Каждый новый
класс разрабатывается на основе уже существующего — родительского. В качестве
родительского выбирается тот класс, перечень характеристик которого нужен
дочернему. Так, если мы решили разработать класс «ледокол», то
удобнее всего за родительский класс принять класс «корабль», что не
только сэкономит трудозатраты, но и позволит опереться на опыт профессиональных
корабелов. Перечень свойств и функциональность родительского класса наследуются
новым классом. Добавленные при создании нового класса характеристики позволяют
перейти к следующей ступени разбиения объектов на группы.
Описанная
методика развития классификатора обеспечивает неограниченное развитие и
детализацию нашей модели субъективной реальности. То есть, для всякого объекта
субъективной реальности, насколько бы изыскан он не был, какими бы вычурными
связями он не обладал, всегда можно найти или создать описывающее его понятие.
При невозможности объяснить природные явления с
помощью имеющихся классов в классификаторе объектов появляются классы фантомов,
описывающие нереальные объекты: русалки, домовые и т.д. Они возникают как
понятия об инициаторах событий, наблюдаемых в природе в том случае, если эти
события не удается приписать какому-либо объекту из уже зафиксированных в СР.
Создание классов фантомов поддерживает унифицированную структуру хранения
информации: объект — характеристики, т.е. рационализирует СР.
Человек с его интеллектуальными
способностями при моделировании далёких от непосредственного ощущения процессов
реальности способен формировать далёкие от непосредственного ощущения объекты:
герой нашего времени, галактика, треугольник, химический элемент, идеальный газ
и т.д.
Отметим, что среди этих объектов
неклассифицированных объектов не бывает и понимания, в вышеописанном смысле,
тоже нет. При интеллектуальном развитии СР сперва возникает понятие
(разрабатывается класс), а потом, если надо, формируется объект.
3. Ввод и поддержка в актуальном
состоянии свойств объектов.
В
рамках системы осознания реальности мы, естественно, не рассматриваем свойства,
переданные системой ощущения реальности, то есть те свойства, которые
определены в корневом классе классификатора объектов: размер, цвет, вкус и т.д.
Здесь мы рассматриваем свойства производных классов: этажность здания, чистота
обработки металла, температура воды в водогрейном котле и т.п.
Некоторые
из них мы вычисляем, некоторые определяем по соответствующему классификатору
свойств, некоторые импортируем. В любом случае мы делаем это осознанно.
Каждое
конкретное значение свойства получает оценку достоверности. По этим оценкам
формируется сводная оценка достоверности информации по объекту. Изменение
оценки достоверности значения свойства такое же значимое изменение СР, как и
любое другое.
Коснёмся
классификаторов свойств. Любое качественное свойство объекта удобно хранить как
ссылку на готовую таблицу свойств. Возьмём класс «машина» и определим
одно из свойств машин «марка машины». Предварительно составим список марок: «Тойота, Жигули, Мерседес». Теперь, при заполнении
характеристик машины мы вместо вписывания марки буквально можем сослаться на
одну из строчек списка марок. Эффективность такого приёма и, следовательно,
уместность его в рамках осознания реальности как информационной системы
доказывать не приходится.
4. Импорт данных.
Импорт
данных осуществляется в процессе расшифровки поступивших сообщений. Под
поступившими сообщениями будем понимать сообщения других субъектов и считывание
данных с внешних носителей информации.
Если
сообщение содержит информацию о качественно новом объекте, но описание класса
не передано, то субъект не воспринимает информацию в полном объёме. Пример из
старинного анекдота: лектор рассказывает крестьянам о тракторе, крестьяне
слушают, а потом следует высказывание: «Всё понятно товарищ лектор, не
понятно, только, куда лошадь запрягать». Очевидно, что класс двигателя
(или машины) у крестьян не сформировался.
Если
сообщение содержит информацию о характеристиках объекта, то оно имеет смысл
только в привязке к известному классу объектов. Так класс «сладкий»
из классификатора вкусовых качеств характеризует вкусовые качества объектов
класса съедобных предметов и, конечно, объектов всех его дочерних классов. Если
в сообщении не подразумевался объект этих классов, то для характеристики
невозможно найти место в субъективной реальности субъекта.
Усвоение
отрывочных данных возможно, но оно может потребовать обширной и, как правило,
малообоснованной подготовительной модификации СР, направленной на обеспечение
единой (вышеописанной типовой) структуры хранения данных.
Успешно
импортированные данные внедряются в субъективную реальность субъекта.
5. Организация пространства-времени.
Пространство,
построенное системой ощущения реальности и насыщенное характеристиками системой
осознания реальности, может быть расширено. Субъект может догадываться, что за
поворотом ему откроется нечто типовое: — «аптека, улица, фонарь» с
его типовыми, если он никогда там не был, характеристиками или запомненными,
если был (или с характеристиками, известными по рассказам, или виденными в кино
или считанными с других внешних носителей). Эта достроенная системой осознания
реальности часть пространства может быть гораздо достовернее, чем оазис в
пустыне, экспонируемый субъекту системой ощущения реальности (впрочем, пальмы
миража могут быть построены системой осознания реальности по правилам
построения пальм, после того как мираж в рамках феномена очевидного понимания
был понят как совокупность пальм).
Система
осознания реальности может построить пространство квартиры или города, она,
опираясь на научные знания, может расширить свое пространство до масштабов
вселенной.
Достраиваемые
системой осознания реальности части пространства могут не только не опираться
на пространство системы ощущения реальности, но и вообще не соотноситься с
какими бы то ни было элементами реальности. Сюда относятся страны фантазии, а
также пространства «мира иного», построенные на основе религиозных
представлений.
Пространство,
построенное системой осознания реальности, развернуто во времени. Субъект
помнит события, произошедшие с объектами в этом пространстве. Субъект способен
включать в прошлое модели реальности домысленные события. Он может, опираясь на
известные ему тенденции, построить пространство будущего.
К
объектам, созданным системой ощущения реальности, система осознания реальности
добавляет новые — собственные. Большинство из них обитают в вымышленных
пространствах, однако некоторые такие, например, как лешие, домовые и
привидения, поселяются в пространстве, построенном системой ощущения
реальности.
Время
есть некий параметр реальности, к которому привязана бесконечная цепь моделей,
создаваемая системой ощущения. Изменяясь, время инициирует периодическую
перестройку модели реальности субъектом.
Субъект
узнаёт о времени, анализируя запомненные модели реальности, если, конечно, ему
дана такая способность. В терминах описания структурированных понятий: на базе
понятия «Пространство» он создаёт понятие «Пространство-время» с дополнительным параметром
«Время».
Для субъекта созданный им параметр «Время» является отображением того
реального времени, которое инициирует периодическую перестройку модели
реальности.
Если
рассматривать сознание как функцию моделирования реальности, то время окажется
фактором, управляющим этой функцией, а пространство окажется среди выходных
параметров.
Соотношение
параметра «Время» модели реальности, созданной субъектом, с тем
фактором реальности, который управляет работой сознания, может быть сложным и
неоднозначным.
О
времени можно высказать следующие предположения:
- Не вся реальность подвержена влиянию
времени. Возьмём элементарные частицы и их характеристику стабильности: — период
полураспада. Для стабильных частиц эта характеристика исчисляется миллионами
лет. Когда мы берём модель реальности субъекта (весьма ограниченную во времени
и пространстве), выстраиваем на её основе физическую модель мира, охватывающую
миллионы лет, то мы не можем рассчитывать на сохранение адекватности данной
модели во всех её областях. Поэтому для стабильных частиц обязательность
распада остается под сомнением. С такой же, если не большей, обоснованностью мы
можем заявить, что данные частицы не подвержены влиянию времени вообще.
- В объективной
реальности существуют другие времяподобные факторы. Эти факторы не управляют
нашим сознанием. Не исключено, что они воспринимаются системой ощущения и
используются при строительстве модели реальности.
6. Интеллектуальное
развитие субъективной реальности.
Под
интеллектуальным развитием субъективной реальности будем понимать разработку
специализированных моделей реальности (другими словами: формирование
специализированных знаний) в разных областях человеческой деятельности. Следуя
логике излагаемого материала, мы должны принять, что в основе любой
интеллектуальной модели реальности лежит пространственно распределённая
объектно-ориентированная модель, которую выдаёт система ощущения реальности
человека, то есть все интеллектуальные модели являются антропоцентрическими.
Не
все интеллектуальные модели развернуты в пространстве. В некоторых
пространственная составляющая выхолощена.
Интеллектуальные
модели позволяют рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения:
применять к нему разные классы (понимать один и тот же объект в разных
аспектах). Если мы отнесём некий земельный участок к классу огородов, то мы
будем описывать выращиваемые культуры и прогнозировать урожай с помощью методов
прогнозирования урожая. Если мы отнесём тот же участок к классу трапеций, то мы
сможем вычислить его площадь, воспользовавшись методами вычисления площади
трапеций.
Отнеся
исследуемый объект к классу, выработанному в определённой области научных
знаний, человек может характеризовать данный объект согласно перечню
характеристик класса и пользоваться методами (функциями) класса.
Естественно,
снабжать функции исходными данными нам приходится осознанно, считывая их с
внешних источников (импортируя) или придумывая. Система ощущения реальности
здесь не помощник, то есть при интеллектуальном моделировании на отображение
действительности в режиме реального времени рассчитывать не приходится.
Интеллектуальные
модели не выходят (или, по крайней мере, их всегда можно привести к виду, когда
они не выходят) за пределы унифицированной структуры хранения информации:
объект-характеристики.
Подчеркнём,
что, будучи моделями, интеллектуальные знания формируются, а не
«открываются».
К
интеллектуальным знаниям будем относить религию, науку и искусство.
Суммируя промоделированные
стороны деятельности сознания, выделим в системе осознания реальности никогда
не прекращающийся процесс, в котором:
- регистрируются и понимаются все объекты, предоставленные системой
ощущения реальности;
- создаются свои собственные объекты;
- в случае необходимости совершенствования структуры объектов
формируются новые или редактируются старые понятия (классы), как в бытовой, так
и в интеллектуальной сферах;
- импортируются готовые данные из внешних источников;
- вводятся и поддерживаются в актуальном состоянии свойства
объектов;
- накапливаются сведения об объекте по всему перечню закрепленных
за ним при понимании (классификации) характеристик, типа — где был, что делал.
Этот непрекращающийся процесс в
рамках субъективной реальности формирует и модифицирует пространственно
распределенный комплекс взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимоинформирующих
объектов. Об этих объектах известно, какими свойствами они обладают, из чего
они состоят, какие действия в каких ситуациях они могут совершить и что
совершили, и какие события с ними могут произойти и произошли. Этот комплекс
объектов и является моделью субъективной реальности субъекта, а процесс
его формирования и модификации является моделью процесса мышления.
С помощью этой модели реальности
можно оценить текущую ситуацию, предвидеть развитие событий и спланировать
возможные пути удовлетворения своих потребностей. С помощью этой модели можно
вести историю событий и в том числе историю фактических достижений-неудач, а
также историю потенциальных достижений-неудач. Накопленные данные можно
передавать в систему самооценки для выработки показателя успешности субъекта.
При низком значении показателя
успешности, при непредвиденном развитии событий или при невозможности внедрить
импортируемые данные в субъективную реальность субъекта возникает необходимость
перестройки или даже фальсификации модели реальности.
Пример фальсификации, вызванный
понижением показателя успешности: басня «Лиса и виноград». Лиса
изменяет вкусовые свойства желаемого объекта: —
винограда в худшую сторону, что исключает возможность полакомиться виноградом
из списка возможных путей удовлетворения потребностей и исключает неудачу из
списка произошедших событий. После описанной перестройки модели реальности
снимается задача карабкаться на дерево, а система самооценки выдает повышенный
(восстановленный) показатель успешности.
Субъективная реальность субъекта
в полном объёме, включающая объекты художественных произведений, научных
трудов, личной, бытовой и общественной сфер, должна насчитывать миллионы
объектов.
При перестройке субъективной
реальности:
- внесение корректировок в один объект (к примеру, переоценка
достоверности определения какого-либо свойства) может вызвать каскадную
корректировку сотен и тысяч объектов;
- внесение корректировок в систему понятий может вызвать еще более
радикальную перестройку.
По окончании перестройки модели,
а также, возможно, в процессе перестройки на промежуточных этапах происходит
переоценка показателя успешности субъекта и формирование эмоций.
Система осознания реальности
может быть более или менее эффективной. Недостаточно развитые, неадекватные, а
также избыточно сложные и неаккуратно составленные системы понятий снижают
эффективность системы осознания реальности.
Критерии эффективности:
- формируемый системой самооценки показатель успешности субъекта;
- точность и быстрота предвидения развития событий;
- простота объяснения произошедшего.
Основной целью перестроек системы
осознания реальности является улучшение показателя успешности субъекта.
Развитию системы осознания реальности способствует именно стремление субъекта к
повышению показателя своей успешности.
Создание и развитие системы
осознания реальности опирается на личный опыт и культурное наследие общества, в
котором субъект живет. Чем выше культура общества, тем относительно меньшая
часть системы осознания реальности зависит от опыта субъекта. Культурное
наследие это сформированные и сохранённые обществом бытовые и интеллектуальные
знания. Они хранятся в памяти субъектов средствами системы осознания реальности
или на внешних носителях информации. Культурное наследие усваивается в процессе
воспитания, обучения и общения. При этом развиваются классификаторы (объектов и
свойств) системы осознания реальности субъекта:
- формируются новые свойства объектов: дружественный, враждебный,
полезный, вредный, …
- расширяется состав: к живым существам добавляются русалки и
лешие, дом делится на женскую и мужскую половины, у человека появляется душа, у
камня — составляющие его минералы, …
- появляются новые действия, которые объект может совершить: амулет
охранить, человек оговорить, …
- появляются новые события, которые с объектом могут произойти:
человек прославиться, техника морально устареть, …
В культурном наследии хранятся, в
основном, модели реальности, которые, при усвоении, помогают повысить
эффективность системы осознания реальности.
Субъекты одной культуры создают
одинаковые или почти одинаковые модели реальности. Они усваивают, развивают и
передают следующим поколениям культурное наследие.
Часть модели реальности системы
осознания реальности, общую для всех членов общества, будем называть общей
моделью реальности. Общая модель реальности является базисом для формирования
системы понятий, образующих общественное сознание. Общую модель реальности, в
отличие от общественного сознания, можно характеризовать с помощью понятий,
выработанных для описания субъективной реальности.
Остановимся на общей модели
реальности. Общая модель реальности отражает уровень развития общества, с
течением времени её понятийная основа неограниченно наращивается, отражая
усложнённые и рационализированные субъективные реальности членов общества.
Очевидно, что общая модель
реальности субъектов одного города будет отличаться от общей модели реальности
субъектов другого города. То же можно сказать в отношении культурных слоев. Чем
шире круг охвата, тем меньше общего в моделях реальности субъектов.
Общая модель реальности постоянно
модифицируется. В модификации участвуют политики, рекламодатели, служители
религии, работники искусства и науки. Модификация происходит под влиянием серии
целенаправленных сообщений, которые приводят к необходимости переоценки
характеристик объектов и/или переработки систем понятий субъектов. Усваивая
сообщения, субъекты перестраивают модели реальности. Перестроенные модели
конституируют новую общую модель реальности.
Рассмотрим пример. Оратор
произносит фразу: «Иванов — козел!». Это означает, что в объекте «Иванов»,
относящемся к классу мужчин и характеризуемом соответствующим набором свойств,
производится замена некоторых значений его свойств на значения, взятые у
типового объекта «козел для обзывания». Типовой объект «козел
для обзывания» также относится к классу мужчин и выработан системой
осознания реальности для хранения набора характеристик, составленного с
привлечением значений сопоставимых характеристик, присущих козлам. Оратор и
слушатели в одинаковой мере осознают, что представляет собой типовой объект «козел
для обзывания». Произнося данную фразу, оратор пытается изменить модель
реальности в части, относящейся к Иванову, у всех своих слушателей и таким
образом изменить общее сознание в рамках аудитории.
В дополнение
к своей основной задаче рассмотренный пример показывает, что художественные
приёмы (здесь — сравнение) могут быть
представлены как процедуры информационной системы.
При модификации общей модели
реальности для описания внедряемых понятий (классов) часто применяются
характеристики, присущие другим — уже существующим классам. Возникает
неопределенность, затрудняющая работу Механизма классификации. В такой ситуации
система осознания реальности изменяет формулировку одной из характеристик,
поддерживая их уникальность, что порождает дрейф формулировок понятий.
Есть модификации, способствующие
рационализации модели реальности. Например, такие, которые внедряют понятия:
государственность, патриотизм. Эти модификации рационализируют систему понятий,
определяющих общую модель реальности и, в конечном счете, повышают
эффективность систем осознания реальности каждого субъекта, разделяющего
модифицированную модель реальности. Целенаправленные сообщения, удачно
рационализирующие общую модель реальности, могут восприниматься современниками
как долгожданная истина. С течением времени общая модель реальности может снова
обрасти сиюминутными и несистематизированными подробностями.
Есть модификации, реинсталлирующие традиционные ценности, которые теряют свою ясность в условиях
дрейфа формулировок понятий. Такие реинсталляции происходят постоянно. Можно
сказать, что общая модель реальности обладает способностью регенерации своих
ключевых понятий.
Есть модификации, позволяющие
субъектам легко и быстро формировать высокий показатель своей успешности. Они
происходят под влиянием поп-культуры и утешающих разделов религиозных учений.
Если модификации общей модели
реальности затронули сферу общественных взаимоотношений, то общественное
сознание также модифицируется.
Отступление на тему системного
подхода к защите общественного сознания.
Сознание современного человека,
которое, большей частью, определяется внешним влиянием, легко модифицируется,
особенно, с применением высоко развитой информационной индустрии и методик
нейро-лингвистического программирования. Оно может быть в массовых масштабах
модифицировано или, вернее сказать, искажено в пользу заинтересованных лиц. Для
защиты сознания на уровне нации должна быть проведена инвентаризация понятий
(описаний классов) общей модели реальности и выделены понятия, подлежащие
защите. Если не применить системный подход к защите общественного сознания, то
всегда останутся лазейки для идеологов терроризма, инициаторов оранжевых
революций, сект уловителей душ и рекламных деятелей, использующих культурное
наследие в корыстных целях.
Изменение общественного сознания
это грозное и неотвратимое оружие. Если в одном государстве в сознание
внедряется образ врага в лице другого государства, то это равносильно нажатию «ядерной
кнопки» с неопределенной отсрочкой выполнения команды. Поэтому, должны
быть созданы международные нормы, определяющие дозволенные границы манипуляции
общественным сознанием. Нормы могут быть созданы только на систематизированном
материале.
К защите общественного сознания
следует отнести и удержание скорости дрейфа формулировок понятий в разумных
пределах, которая сейчас благодаря использованию традиционных формулировок
понятий в новых смыслах (что особенно часто применяется в рекламе), многократно
увеличивается.
Модель работы сознания,
изложенная в этом разделе, использует в качестве несущей основы
чувственно-геометрическую модель, предоставленную системой ощущения реальности
с ее корневым классом классификатора объектов и базовым набором классификаторов
свойств. Получаемая в результате модель субъективной реальности определяется
опытом субъекта и влиянием культуры, в которой субъект существует.
Предлагаемая модель субъективной
реальности модифицируема. Вводя новые классы в классификатор объектов,
определяя для вводимых классов перечень характеристик: свойств, действий,
событий, состава, вводя новые понятия в классификаторы свойств и уточняя
формулировки старых можно неограниченно наращивать классификационную основу
системы осознания реальности как угодно усложняя ее и не изменяя при этом
принципов построения системы. Реализовав механизм построения модели реальности,
мы можем моделировать работу сознания в этой ее части с неограниченной степенью
приближения к наблюдаемой работе сознания.
Более того, мы сможем строить
другие системы осознания реальности, не следуя природным стереотипам и, даже
такие, которые опираются на другие — нечеловеческие системы ощущения
реальности.
Одной их самых трудоемких задач, встающих на пути
построения информационной модели сознания человека, будет именно создание
системы понятий, принципы построения которой описаны в этом разделе. Но её
решение, еще до реализации модели, позволит провести инвентаризацию понятий
общего сознания и с её помощью регламентировать воздействие на общее сознание.
|