Гурджиев Георгий Иванович - одна из наиболее загадочных и мистических фигур XX века, которого Елена Блаватская причисляла к "великим тибетским мастерам", психолог, философ, учитель и мистик, автор учения о "четвертом пути" внутренней реализации человека. Существует несколько «задекларированных» самим Гурджиевым дат появления на свет, начиная с 1872 по 1879г. Сам он сделал все возможное, чтобы «замести все следы», перемешать факты с легендами. В результате он предстал перед современниками в виде некоего мифического существа («стирание личной истории»).
Родился он в 70-х годах XIX века в Александрополе (ныне город Гюмри, Армения). Мать — армянка, отец — грек. Когда Георгий был еще мальчиком, его семья переехала в Каре, где будущий "гуру" стал учеником Декана Борша, настоятеля русского кафедрального собора, который вместе с отцом Гурджиева оказал огромное влияние на его развитие. Согласно воспоминаниям самого Гурджиева, эти два человека отличались "неукротимым старанием понять ясно точное значение всеобщего жизненного процесса на земле, все внешние формы дышащих созданий и, в особенности, цель человеческой жизни в свете этого объяснения".
Юность Гурджиева прошла в местности, история и дух которой сами собой подталкивали мальчика к поиску ответов на вечные вопросы. Каре и окружающие его области, находящиеся между Черным и Каспийским морями, были плацдармом многих войн; здесь перемешались религии и традиции великого множества народов.
Гурджиев многое вобрал в себя, особенно - из христианских монашеских источников. Он узнал о древнем символизме, литургии, о технике ритмичного дыхания и мысленных молитвах. Он очень рано поставил перед собой цель: научиться всему, что умеют делать люди. Он научился и нырять, и торговать, и воевать, и штопать ковры, и чинить всевозможные бытовые приборы, которые в то время существовали. «Я занимался добыванием денег только время от времени и только тогда, когда это было нужно для поддержания моего существования и для того чтобы обеспечивать все, что было необходимо для достижения цели, которую я поставил перед собой». Своеобразными университетами Гурджиева стали его путешествия и странствия сначала в составе небольшой группы "Искателей истины".
В 1915-1917гг. Гурджиев создает группы своих учеников в Петербурге и Москве. В Петербурге он встречает П.Д.Успенского, ставшего его учеником. Успенский в книге «В поисках чудесного» кратко описывает путешествия своего учителя по их беседам о «тибетских монастырях, Читрале, горе Афоне, суфийских школах в Персии, Бухаре, восточном Туркестане, а также о дервишах разных орденов, но обо всем этом говорилось очень неопределенно». В разговорах с другими учениками, задававшими ему вопрос о местах, где он почерпнул свое учение, Гурджиев чаще всего упоминал Тибет, восточную Персию и внешнюю Монголию. По некоторым сведениям, он был наставником маленького Далай-Ламы. Его учение несомненно содержит в себе элементы тибетского буддизма, но еще и элементы суфизма, йоги и других неизвестных никому традиций. Несколько более подробно Гурджиев говорил о местах, где он научился искусству сакральных танцев. Среди них он называл Мазар-и-Шариф в северном Афганистане и Янги Хиссар к югу от Кашгара в Центральной Азии. Называл он также китайский Туркестан и Кафиристан, а также вовсе таинственные места, такие как «монастырь Кизил-Джан», «оазис Керил» в китайском Туркестане, «монастырь Суксари» возле «Учан-Су» в «Кашгарии», «храме Сари» в Тибете и «святилище Гуданкаре» в «графстве Лотко» в Читрале. К этому списку нужно прибавить Турцию, Крит, Иерусалим, Эфиопию, Мекку, Медину, Мерв, Самарканд, Индию, Китай, Сибирь и пустыню Гоби.
Он посетил массу духовных школ, монастырей — суфийских, христианских. Собрав необходимые знания, что позволило создать цельное мировоззрение, — Гурджиев начал создавать свою Школу. В течение этих путешествий он контактировал с эзотерическими кругами некоторых исламских орденов, потому что именно суфийские труды являются источниками, с которыми соотносят многие положения его собственного учения. Так, эннеаграмма -центральный символ работ Гурджиева - суфийского происхождения.
Помимо суфийских эзотерических доктрин Гурджиев освоил и учение школы ваджраяна, тибетского буддизма. Со слов самого Гурджиева известно только, что он занимался археологическими и религиозными изысканиями, изучал практику ламаизма в теках и монастырях, где сохранилось "древнее знание", и даже проявлял интерес к сибирскому шаманизму.
Он говорил со своими учениками об отношении человека со Вселенной, об уровнях сознания, смерти и бессмертия, возможности самореализации. Психология человека рассматривается Гурджиевым в контексте космогонии, представляющей собой эманацию и материализацию Абсолюта (идея "луча творения", "закон семи уровней" и "закон трех сил", "эннеаграмма"). Человек ("миниатюрная вселенная") выступает в качестве звена космических процессов, причем звена во многом несовершенного. Рассматриваемый в космической перспективе человек предстает как существо, находящееся под властью внешних и внутренних деструктивных сил, над которыми он не властен. Гурджиев утверждал, что чувство гнева, раздражения и даже целые войны навязаны нам свыше. Для того, чтобы перестать быть зависимым от внешних факторов, нужно, в первую очередь, взять под контроль факторы внутреннего мира, научиться управлять собой, подобно тому, как можно научиться управлению автомобилем. Для внутренней работы Гурджиев предлагал использовать самую обычную повседневную жизнь. Кто бы ни приходил учиться к нему, мог быть уверен, что от него потребуются постоянные и интенсивные усилия. В отличие от теоретиков из теософского общества он предлагал конкретные пути и практические методы для преодоления косности человеческой природы и развития сверхспособностей.
Надвигающаяся революция заставляет Гурджиева эмигрировать на Кавказ, где в 1919г. в Тифлисе он создает "Институт гармоничного развития человека", а затем в Турцию, Германию и Францию. Гурджиев уделял много времени танцам дервишей, прославившись во Франции постановками балета танца дервишей.
В 1922г. Гурджиев приобретает замок Авон под Фонтенбло, где воссоздает свой Институт, просуществовавший до 1933г. В этот период Гурджиев ведет практические занятия с учениками и работает над рукописями своих книг. В 1933-49 гг. он возобновляет свои путешествия, в 1934г., вторично посещает США (первый визит в 1924г.), где создает в ряде крупных городов группы своих учеников и последователей. Влияние идей Гурджиева на современную психологию можно проследить вплоть до настоящего времени.
«Помни себя, — говорил господин Гурджиев, — вернись к себе». Это, утверждал он, существенно, в противном случае, наши движения, мысли, эмоции являются, в основном, результатом наших обусловленностей: семейных, социальных, образовательных, религиозных. «Человек — это тюрьма» — говорил г. Гурджиев.Таким образом, существует вызов для человеческого существа — развивать сознание для того, чтобы выйти из животного состояния и обусловленностей. Наша единственная возможность в искании: искании себя с искренностью, со страстью и с юмором. И нам нужна помощь. Не просто интеллектуальное знание, но также что-то, что вовлекает физическую и эмоциональную части нашего существа.
Мы все можем видеть, что мы способны водить машину, курить сигарету, готовить пищу, думать, чувствовать, говорить, двигаться, работать, не осознавая этого. Силы забывания себя крепки. Особенно могуществен соблазн «быть пассивным». Это удобно. Мы так легко позволяем себе быть рассеянными, манипулируемыми, усыпленными. Все в работе г.Гурджиева очень практично; он четко провозглашал важность тела и физической работы в передаче его учения. И эту важность он придавал Танцам, со специфическим подходом, таким, как Движения Гурджиева.
Можно расти к высшему и более сбалансированному состоянию сознания и к ощущению присутствия и ощущению бытия. Метод описан довольно просто: двигаясь, танцуя, помни себя.
Гурджиев умер в американском госпитале парижского пригорода Нёйи-сюр-Сен. Ко времени его ухода, у него было несколько сот учеников, главным образом, в Нью-Йорке и Париже.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕОРГИЯ ГЮРДЖИЕВА
Выдающийся мистик XXв. Георгий Иванович Гюрджиев, родившийся в Александрополе (ныне Гюмри) в 1880г., его учение "эзотерическое христианство", его многочисленные научные труды, основанный им в Фонтенбло под Парижем "Институт гармонического развития человека" оказали колоссальное воздействие на духовную культуру Запада: у искателя истины и смысла жизни немало последователей и исследователей, во всех уголках земного шара создаются гюрджиевские общества, центры и ассоциации, которые пытаются с помощью рекомендаций Георгия Гюрджиева организовать у себя психологическую реабилитацию и гармоническое развитие людей и общества, научными методами исследовать общечеловеческие задачи для разработки вариантов их решения.
Парадоксально, но факт: имя Георгия Гюрджиева, его научные труды более известны во всем мире, чем на его родине - в Армении...
В январе 1991г. в гюмрийский Дом-музей Меркулова поступило письмо из редакции лондонского издательства Element Books: в связи с тем, что издательство намерено опубликовать книгу, посвященную биографии Г.Гюрджиева, редакция просила сотрудников музея переслать фотографии и документы, относящиеся к его жизни и деятельности. В письме была выражена и вторая просьба редакции: "С учетом родственных связей между Георгием Гюрджиевым и Сергеем Меркуловым просим выслать нам фактические материалы, касающиеся и другого известного гюмрийца - С.Меркулова".
Реакция издательства на подробный ответ основателя гюрджиевского центра в Гюмри Аветика Мелик-Саргсяна задержалась на несколько лет: только в 1994г. Гюрджиевская ассоциация Великобритании ответила ему: "Есть ли в Армении что-нибудь такое, что имело бы непосредственное отношение к Георгию Гюрджиеву?"
Отчасти можно понять этот более чем странный вопрос, ведь наиболее полную и объективную информацию о начальном этапе жизненного пути Г.Гюрджиева могла предоставить миру лишь Армения, она же 70 лет была лишена этой возможности по идеологическим соображениям: Гюрджиев был философом-мистиком, а мистицизм в Советском Союзе считался "антинаучным мировоззрением, используемым западными идеологами для одурманивания народных масс". С другой стороны, поражает антинаучный метод исследований биографии Г.Гюрджиева, основанный на домыслах и догадках. Судите сами.
В энциклопедии "Мистики XX века", изданной в Москве, в разделе, посвященном Г.Гюрджиеву, сообщается, что он родился в 1873г. "в глуши", граничащей с Россией и Турцией; в биографической книге Джеймса Мори отмечено, что Гюрджиев родился в квартале каппадокийских греков Александрополя в январе 1866г.; в книге "Месье Гюрджиев" Луи Повела написано, что он родился в 1877г. Но, как ни странно, самые невероятные и ненаучные свидетельства по поводу даты и места рождения Г.Гюрджиева приводятся в трудах самого авторитетного на Западе гюрджиеведа Уолтера Дрисколи: "Г.И.Гюрджиев родился где-то между Грецией и Каспийским морем после 1860г. или до 1870г.".
За эти годы историку А.Мелик-Саргсяну удалось заполнить пробелы в гюрджиеведении, наглядно представить животворные корни, питающие научные воззрения великого мистика. В Государственном архиве Армении обнаружены гражданско-правовые записи, относящиеся к семье Г.Гюрджиева, в которых указывается и адрес проживания семьи. Так, в посемейном списке, составленном Александропольской городской управой 1 февраля 1907г., значится:
1. Гюрджиев Иван Иванович (отец, дата рождения указывается, грек, греко-православного вероисповедания).
2. Ева (мать, дата рождения не указывается, армянка, армяно-григорианского вероисповедания).
3. Сыновья: Георгий и Дмитрий (даты рождения указываются, греки, известно, что Г.Г. посещал греческую и армянскую церкви).
4. Дочь Софья (дата рождения не указывается: городская управа не фиксировала даты рождения женщин).
В том же посемейном списке сообщается, что семья Гюрджиевых проживает на Тихой улице 35-го квартала. Согласно генплану Александрополя, 35-й квартал - это греческая слободка, которая, кстати, упоминается и в книге Гюрджиева "Встречи с известными людьми".
Поиски Тихой улицы и дома Гюрджиевых оказались бы тщетными, если бы в государственном архиве не нашелся проект дома, составленный 30 мая 1902г. (в течение истекших 108 лет лучше всего сохранилось полуподвальное помещение здания).
По имеющимся источникам, Иван Гюрджиев был малоазиатским греком и его греческая фамилия писалась "Георгиадис". Известно, что Гюрджиевы бежали из Западной Армении в Восточную в 1877-1878гг. после русско-турецкой войны и, чтобы турецкие власти не чинили им препятствий, назвались "гюрджи" (на турецком языке это слово означает "грузин"). Данное обстоятельство позволило грузинским исследователям Гюрджиева утверждать, что он был грузином, а не греком или армянином. Удивляться тут не приходится, ведь нашим соседям свойственно присваивать себе чужое.
По поводу греческого происхождения семьи Гюрджиевых центру удалось выяснить, что в окрестностях грузинского озера Халки и в северных регионах Армении проживают армяне греко-православного происхождения, которых грузины называют "цат айер", так что вполне возможно, что и александропольские греки - Гюрджиевы, Меркуловы, Кафавовы, Анастасовы и т.д. тоже были армянами греко-православного вероисповедания. Эта гипотеза, по мнению историка А.Мелик-Саргсяна, нуждается в серьезном исследовании.
Георгий Гюрджиев в своих трудах и в книге "Встречи с известными людьми" с особой теплотой писал об Александрополе и его людях, о своем отце, доме на Тихой улице, друзьях детства и юности. А.Мелик-Саргсяном была найдена и могила отца Георгия Гюрджиева. После тщетных поисков Аветик обратился за помощью к сторожихе кладбища: да, есть могила ашуга Адаша, могильную плиту изготовил один из каменотесов города, но это было давно, да и каменотес уже 10 лет как живет в Ереване... Вдруг по невероятной случайности открывается дверь и входит тот мастер, о котором шла речь.
В своем завещании Георгий Гюрджиев просил своих учеников и братьев по духу найти в Ленинакане могилу отца, ашуга Адаша, расстрелянного турками в 1918г. и похороненного жителями города, и приписать на каменной плите следующие слова: "Я - это ты. Ты - это я. Мы оба - Его. Так пусть же все будет во имя человека". В 1972г., рассказал мастер, к нему подошли русоволосые бородатые мужчины и попросили выполнить срочный заказ, затем они огородили могилу железными решетками, помолились и ушли.
Иван Гюрджиев был ашугом, а это значит, что армянский, которым он владел в совершенстве и на котором сочинял свои песни, был его родным языком Ашуг Адаш был представителем новой ашугской школы, основателем которой и главным варпетом цеха "Братства ашугов" был Дживани. Надо сказать, что новая армянская ашугская школа отличалась от старой выдвижением острых общественно-социальных тем, чистотой литературного и музыкального языка, творческим освоением старых традиций и оригинальностью образного мышления. Все это, естественно, требовало специальной подготовки и глубоких знаний. Ашуг Адаш, как и его собратья по цеху, был любознательным и образованным человеком: был начитан, знаком с тонкостями армянской, восточной и европейской мифологии, владел несколькими восточными языками и сочинял на этих языках. По свидетельству Г.Гюрджиева, о Гильгамеше и Всемирном потопе он впервые услышал от отца.
Итак, на формирование личности Георгия Гюрджиева значительное влияние оказали общественная жизнь Александрополя, ашуг Адаш и творческое окружение отца. Духовное восприятие мира и чувство гармонии во всем стали катализатором поисков древних знаний, как писал он, "изучения утерянных и забытых источников". В столице средневековой Армении - в "городе тысячи и одной церкви" Ани в результате археологических раскопок Гюрджиев обнаружил рукописи "Братства сармунгов", написанные на грабаре. При тщательном изучении рукописей в Александрополе ему удалось выяснить, что "сармунг" - название известной эзотерической школы, основанной в Вавилоне за 2500 лет до Р.Х. В своей книге Merkhavat он дает значение слова "сармунг" на русском языке - "чистая вера".
В 1899г. Гюрджиев в Александрополе со своими друзьями и единомышленниками (археологи, филологи, музыканты и т.д.) создает Cоюз искателей истины. Фактически еще в начале XX в. в Шираке была заложена идея формирования общечеловеческого учения "эзотерическое христианство". Так начинался жизненный путь мыслителя, который затем поведет искателя истины в Египет, Переднюю Азию и Тибет (монастырь Шамбала).
Аветик Мелик-Саргсян (в 1980г. окончил истфак ЕГУ, с 1990г. занимается гюрджиеведением) рассказывает:
- Наш центр совместно с Гюрджиевским фондом Нью-Йорка, международной ассоциацией "Наследие Гюрджиева", членом которого является наш центр, итальянской группой Гюрджиева "Ла-Тека" по инициативе дочери Г.Гюрджиева Душки Говард (кстати, умершей в прошлом году) провел в Ереване и Гюмри шесть международных научных конференций и семинаров, посвященных жизни и деятельности Гюрджиева. В течение истекших 20 лет сделано немало: уточнены многие биографические данные Гюрджиева, с французской студией Pearl Films снят документальный фильм о Карсе, Эрзеруме и Ване, где жила семья Гюрджиевых, будет создан биографический фильм о Георгии Гюрджиеве, на стадии завершения его биографическая книга, охватывающая 27-летний период его жизни, в Российском государственном архиве фотодокументов в процессе поиска обнаружены оригиналы грамзаписей 1909-1910гг. исполнений ашугов и сазандаров Карса и Александрополя, - и все же тема "Гюрджиев и Армения" не исчерпана. Так, Гюрджиев был связан с политическими партиями "Арменакан" и "Дашнакцутюн": он и его друг Погосян в качестве посланников партии "Арменакан" и добровольцев Армянского комитета со специальным поручением были направлены в Муш и Курдистан, в 90-х годах в качестве делегата партии "Дашнакцутюн" Гюрджиев был в Швейцарии. Известно, что у Гюрджиева были дружеские связи с Андраником, что он был непримиримым критиком Геноцида 1915 года. Возможны его связи с Чаренцем, Исаакяном, Комитасом и Параджановым. И все эти версии находятся на стадии исследования...
Гражданин мира Георгий Гюрджиев умер 29 октября 1949г. и похоронен на кладбище Фонтенбло. В связи с возросшим интересом к Гюмри и гюмрийцам Армения может стать местом паломничества исследователей и последователей великого мистика. Вот почему назрела необходимость создания Дома-музея Гюрджиева.
Открытие Дома-музея планировалось еще в прошлом году в связи с 130-летием со дня рождения Георгия Гюрджиева, жизнь которого до недавних пор была окутана тайной и поэтому обросла легендами и домыслами. Сегодня уже известно, что первоисточником его исканий истины стал Александрополь, где он родился и прожил 27 лет.
Юрий АРУТЮНЯН
|