С 1969 года и до начала 90-х в Московском государственном педагогическом институте имени В. И Ленина при кафедре иностранных языков естественных факультетов существовали курсы ЮНЕСКО,
где по методике Георгия Лозанова обучались учителя средней и высшей
школы из городов СССР. Учителя предметники за девять месяцев изучали
иностранный язык и свой предмет на языке. После сдачи экзаменов они
направлялись по линии ЮНЕСКО на работу в одну из стран Африканского
континента. В национальных лицеях и колледжах эти специалисты с успехом
преподавали и делились своими методиками с местными учителями. Одной из
первых, кто учился у Лозанова суггестивной методике, была Назаренко
Ирина Григорьевна, внесшая существенный вклад в развитие метода
Лозанова в России. Курсы ЮНЕСКО работали очень интенсивно.
Соответствующий отдел министерства образования СССР ежегодно направлял
разнарядки по всем республикам страны и в Москву на учёбу приезжали
учителя разных национальностей. Некоторые говорили по-русски с очень
сильным акцентом. И тем не менее, благодаря методу Георгия Лозанова,
практически все овладевали иностранным языком практически в
совершенстве.
В России последователями Лозанова являются ученые-лингвисты Игорь Шехтер и Галина Китайгородская, разработавшие оригинальные методы ускоренного обучения языкам. Суггестология (лат. suggestio — внушение и др.-греч. λόγος — учение) — отрасль психологии, изучающая механизмы внушения, гипноза, как на расстоянии так и вблизи, как мысленно так и словесно и способы его практического применения. За основу берется мысль, расстояние, телепатия, внушение и гипноз.
История
Начало ее развитию было положено более двухсот лет назад, когда венский врач Франц Антон Месмер применил гипноз для лечения нервных больных. Вначале он объяснил «магнетизм» — так называли тогда гипнотические сеансы — «всемирным тяготением».
Позднее он убедился, что для проведения сеансов гипноза магнит не нужен. Он и его последователи попытались объяснить явления гипноза «флюидами», якобы исходящими от одного человека и передаваемыми другому.
И только в конце прошлого столетия русский ученый А. А. Токарский
установил, что с помощью внушения можно влиять на деятельность органов
чувств, регулировать функции двигательных и чувствительных нервов,
работу сердца и легких, моче- и потоотделение.
Один из величайших исследователей мозга В. М. Бехтерев, внесший весомый вклад в изучение его анатомии и физиологии,
показал, как влияние функций коры головного мозга изменяет частоту
пульса, артериальное давление, половую деятельность. Он первый
применил, научно обосновал и затем широко использовал групповой гипноз.
И, наконец, в фундаментальных трудах академика И. П. Павлова была создана единая физиологическая концепция,
объяснявшая механизмы внушения появлением в коре мозга гипнотических
фаз — переходных состояний от бодрствования ко сну и от сна к
бодрствованию. Наличие этих фаз способствует созданию очагов
возбуждения — «дежурных пунктов», через которые специальные формулы
внушения производят лечебный нормализующий эффект.
Теория И. П. Павлова получила развитие в исследованиях советских физиологов А. Г. Иванова-Смоленского, К. М. Быкова, а также психотерапевтов В. А. Гиляровского,
К. И. Платонова, Н. В. Иванова, А. М. Свядоща, С. С. Либиха,
продолживших плодотворные клинические исследования в области
индивидуальной и групповой психотерапии. Метод Шехтера — эмоционально-смысловой подход к обучению иностранным языкам — научное направление в лингвистике, утверждающее, что освоение чужого языка должно идти подобно порождению речи на родном языке. Метод Шехтера относится к прямым интерактивным игровым методам активного обучения.
Основные особенности метода
В основе эмоционально-смыслового подхода лежит тот факт, что речь человека — не набор знаний, а естественный навык, свойственный человеку. В отличие от традиционного подхода, при котором изучение языка сводится к заучиванию слов и правил, здесь вместо этого предлагается порождение речи, её развитие и коррекция.
Для обеспечения речепорождения служат «предъявления», во время
которых студентам предъявляются речевые образцы в виде осмысленных фраз,
которые предлагается повторять вслух. Осмысленная фраза — это когда
ясно, почему кто-то так сказал, и для чего он это говорит. Сам процесс
речепорождения идет на подсознательном уровне. Игры с карточками в паузах предъявления способствуют выработке навыков чтения.
В основе развития речи — «актуализация», когда студенты разыгрывают этюды (ролевые игры)
на изучаемом языке. При общении друг с другом у них не возникает
психологического барьера, как при ответе преподавателю перед
аудиторией. В этюдах задачи ставятся не учебные — вспомнить какие-то
слова и построить из них фразы (как при традиционном обучении), а
практические — сделать что-то, пользуясь языком. Речь в этюдах —
импровизация. Цель — добиться нужного результата. Участие в этюдах
обеспечивает порождение и развитие свободной речи «от себя». Исчезает
страх говорить на чужом языке, появляется уверенность в себе,
приобретается опыт общения в разнообразных ситуациях.
Грамматические ошибки на начальном этапе корректируются только в тех
случаях, когда они искажают смысл. Отсутствие страха сделать ошибку
способствует снятию «речевого барьера». Изучение грамматики
начинается на втором этапе обучения, когда уже имеются некоторые
речевые навыки. Правила легче усваиваются, когда их можно подкрепить
знакомыми примерами употребления. Второй и третий этапы обучения в
значительной степени посвящены коррекции речи. Здесь ставится задача
выразить свою мысль не только понятно, но и грамматически правильно.
Таким образом, в отличие от традиционного обучения, грамматика,
согласно Шехтеру, вторична по отношению к речи. Правила описывают речь,
а не речь строится по правилам. На родном языке человек говорит
правильно не потому, что каждый раз вспоминает то или иное правило, а
по интуиции: он просто чувствует, как говорят, а как не говорят.
Задача — развить аналогичное чутье при говорении на иностранном языке.
В отличие от традиционного обучения, грамматика по методу Шехтера
изучается не ради формального знания правил, а для того, чтобы говорить
корректно, без ошибок. Нацеленность не на схоластическое знание, а на
практическое пользование языком — отличительная черта
эмоционально-смыслового подхода.
Метод Шехтера проверен многолетней практикой, он реально работает и
для большинства людей является верным способом быстро заговорить на
иностранном языке[1].
Занятия по методу Шехтера
Занятия по эмоционально-смысловому методу могут вести только
преподаватели, прошедшие специальную подготовку и стажировку.
Преподавателю по методу Шехтера недостаточно самому знать язык, быть
грамотным лингвистом и талантливым учителем. Он должен быть ещё и
хорошим психологом, и актёром, и режиссёром.
Занятия проводятся в группах — ежедневно по 3 часа. Без обязательных
домашних заданий. Полный курс обучения — три цикла с перерывами. Каждый
цикл — 4 недели.
Задача первого цикла — порождение и развитие речи в условиях
повседневного межличностного общения на бытовом уровне, а также
выработка навыков чтения на языке. После 1-го цикла человек должен
уметь выразить свою мысль на чужом языке и быть правильно понятым, но
его речь может быть ещё не свободна от ошибок и некорректностей.
Второй цикл — развитие и коррекция речи, в том числе монологической
речи, то есть умения выступать на языке перед аудиторией, излагая свою
точку зрения по тому или иному вопросу. На 2-м цикле слушатели
участвуют в конференциях, совещаниях, дискуссиях за круглым столом. На
2-м цикле начинается изучение грамматики с целью коррекции речи, а
также отрабатываются навыки профессионального перевода.
Кроме того, начиная со 2-го цикла, слушатели смотрят и обсуждают
кинофильмы на языке, а также читают любую литературу без словаря,
понимая общий смысл (экстенсивное чтение).
На третьем цикле студенты участвуют в дискуссиях,
когда требуется не только изложить свои взгляды, но и отстоять их в
споре, опровергнуть точку зрения оппонента. При этом совершенствуются и
развиваются все виды речевой деятельности. Продолжается изучение
грамматики и других аспектов языка как системы, чтение и анализ
литературы, просмотр кинофильмов на языке. Развиваются практические
навыки устного и письменного перевода. К концу 3-го цикла слушатели
обладают достаточно развитой и грамотной речью и не испытывают
затруднений при общении на языке.
Есть ещё дополнительные циклы — так называемая «пропедевтика» и
«бизнес-курс», содержанием которых является развитие навыков делового
общения на языке, а также совершенствование всех аспектов владения
языком. История создания метода
Эмоционально-смысловой подход был создан в России в начале 1970-х годов в рамках поисковой научно-исследовательской работы Академии наук СССР. Его автором является российский ученый — лингвист и педагог Игорь Юрьевич Шехтер.[2]
В те годы И. Ю. Шехтер работал в Московском государственном институте иностранных языков им. Мориса Тореза
научным руководителем центрального кабинета методов обучения
иностранным языкам. Вместе с ректором института Сидоровым он
опубликовал в газете «Правда» статью «Усилий много, результатов мало».
Статья всколыхнула преподавателей иностранных языков. Действительно,
результаты обучения языкам были плачевны. И. Ю. Шехтеру было предложено
либо найти, либо разработать эффективную методику обучения реальному
пользованию языком. Он объездил тогда весь Советский Союз, где
знакомился на практике с постановкой преподавания иностранных языков.
Везде было примерно одно и то же, то есть между «плохо» и «очень
плохо». И тогда И. Ю. Шехтер и его научные сотрудники стали
экспериментировать.
Сначала были созданы фильмы, которые давали возможность говорить с
экраном. Демонстрация их в институте им. Мориса Тореза вызвала
одобрение одних и возмущение других, утверждавших, что Шехтер подрывает
основы преподавания, устоявшиеся веками. Внедрение новых учебных
фильмов несколько освежило положение, но ещё не решало проблему. Однако
поездки И. Ю. Шехтера по стране не прошли безрезультатно. Из разных
мест доброхоты стали предлагать свои «открытия»: обучение во сне,
ритмопедия (со специальным прибором); релаксопедия (прогрессивная
мышечная релаксация и аутогенная тренировка), суггестопедия
(внушение знаний) и другие. И. Ю. Шехтер и его сотрудники проверяли все
эти экзотические предложения. Результаты были либо обманчивые, либо
минимальные. Метод суггестопедии Георги Лозанова, появившийся в 1960-е годы в Болгарии,
был в чем-то подобен эмоционально-смысловому подходу — занятия
ежедневно, в группе, в игровой форме, без зубрёжки, с музыкой, с
песнями, с чаепитиями. Однако И. Ю. Шехтер не принял суггестопедию в
качестве теоретической основы метода и разработал свой подход,
используя эмоционально-смысловую основу для игровых ситуаций с этюдами,
где благодаря изменениям сюжета можно говорить в ранее непредвиденной
ситуации (подробнее см. в монографии И. Ю. Шехтера «Живой язык»).
Курсы иностранных языков по методу Шехтера в 1970-е и 1980-е годы функционировали в Госплане при Совете Министров СССР. Там учились чиновники высокого ранга, их дети, а также дипломаты, космонавты, режиссеры, писатели.
В 1990-е годы проф. И. Ю. Шехтер возглавил кафедру эмоционально-смыслового обучения в Новом Гуманитарном Университете Натальи Нестеровой. Тогда же была создана Авторская Школа Шехтера[3] и ряд других языковых курсов[4], работающих на основе эмоционально-смыслового подхода.
В 2001 году в Москве был открыт Международный Университет Шехтера[5] (Shekhter International University) в структуре Всемирного Информационно-Распределенного Университета (ВИРУ).[6]
Курсы по методу Шехтера
Серьёзных школ, которые исповедуют интенсивные методики, в России всего две: Шехтера и Китайгородской.
Авторская школа Шехтера — научно-методический центр развития
эмоционально-смыслового подхода. Требования к преподавателям здесь
очень высоки: высшее филологическое образование, 3—5 лет педагогической
практики по традиционной методике или несколько лет работы
переводчиком. Затем обязательная переподготовка и стажировка у самого
автора метода — И. Ю. Шехтера.
По методу Шехтера работает и Лингвистическая школа общения «Система-3».
Используя методический подход и учебники Авторской школы, от некоторых
постулатов Шехтера в «Системе-3» отказались, например, посчитали, что
грамматику можно преподавать, не смешивая ее с основными занятиями, а в
форме отдельного курса (64 часа) — во время перерыва между циклами
основного обучения.
Другая авторская школа, работающая по интенсивной методике, это
научно-образовательный центр «Школа Китайгородской». Уже 25 лет
(сначала на базе МГУ, а теперь Международного университета) он
занимается методическими разработками, издает учебники, готовит
преподавателей. Как и в эмоционально-смысловом походе Шехтера, здесь
главное — не зубрить фразы и слова, но пытаться выразить свою мысль,
передать необходимую информацию, стать интересным собеседником.
Некоторые полагают, что у Шехтера и Китайгородской много общего. Однако
И. Ю. Шехтер этого не признаёт и считает интенсивную методику
Китайгородской разновидностью традиционного обучения с эмоциональной
окраской. .
|