Работы Лидваля стали играть значительную роль в архитектуре Санкт-Петербурга в 1900-е годы. В начале своего творчества он был типичным последователем господствовавшего в то время стиля «модерн». Начало 1910-х было временем наибольшего творческого расцвета архитектора. Толстовский дом - одно из ярчайших строений Серебряного века в стиле модерн.
Здесь видны элементы, присущие только ему: высокие «ренессансные» арки-проезды, лоджии на верхних этажах, сдержанность и изысканность декоративного оформления, удобство и освещенность жилых помещений. Они отличаются от доходных домов тех лет, украшенных только со стороны улицы, с дворами-колодцами. Три двора Толстовского дома, образующие проезд с улицы Рубинштейна на Фонтанку, декорированы так же тщательно, как фасады. При этом Толстовский дом задумывался как дом для всех сословий: в нём были квартиры для людей разного достатка, от самых роскошных до очень скромных.
Основное внимание архитектор уделил эстетической организации внутриквартальной территории. Три просторных двора уютны и представительны, именно они составляют самую важную часть здания. Между собой, а также с улицей и набережной дворы связаны высокими (в 3 этажа) аркадами, которые создают впечатление плавного перетекания пространств и вносят оттенок парадности в обыденную жилую среду. Из-за неправильной конфигурации участка продольная ось дворов имеет излом. Поэтому аркады не образуют сквозной перспективы, а открываются по мере движения одна за другой, что порождает почти театральный эффект.
В этой анфиладе, напоминающей лондонскую улочку, снимались некоторые сцены советского “Шерлока Холмса”.
Одно из самых красивых украшений толстовского дома - это светильники из кованого железа, подвешенные в проездах. Светильники - практически единственное, что сохранилось со времен постройки и еще не подверглось разрушению временем. Сейчас, несмотря на то, что дом считается элитным в денежном эквиваленте, квартиры в нем стоят очень дорого, он в полном запустении.
Фасад, выходящий на Фонтанку. Заметно, что его состояние гораздо лучше, чем у фасада, выходящего на ул. Рубинштейна (первое фото) - почищен, покрашен, водосточные трубы не ужасные и ржавые. Сейчас, насколько я поняла, дом наполовину жилой, наполовину населен всякими офисами и конторами, в том числе - агентство недвижимости, консалтинговый институт «Новые возможности» и даже мини-отель "Анюта".
Украшения на обоих фасадах - амфора в нише в стене на уровне 3 этажа.
Еще много интересного про декор дома написано тут.
Доходный дом Ш.-З. Корфа
а после этого нашел в интернете интересную информацию о нем.
Оказывается, до революции это был доходный дом Ш.-З. Корфа. Архитектор - А. Л. Лишневский, год постройки: 1913-1914, стиль - неоклассицизм.
В XIX в. на месте этого здания находился трёхэтажный дом купцов Лапиных. В 1825 г. они просили "вместо черепицы крышу покрыть железом, в заборе сделать лавочку для продажи хлеба и сбитня".
Шестнадцатилетний Н.А Некрасов в 1838-1839 гг. провёл в этом доме свою первую петербургскую зиму, преподавателем. Здесь размещался небольшой пансион Г. Ф. Бенецкого для мальчиков, и он предложил Некрасову преподавать воспитанникам правописание, историю и арифметику. Свои впечатления о жизни и преподавании в пансионе Некрасов выразил через два года в водевилях "Великодушный поступок" и "Федя и Володя".
Дом простоял без изменений до 1913 г., когда его купил у наследников Лапина богатый комиссионер Ш. З. Иофф. Он имел аукционный зал на Загородном пр., д.6, где торговал антиквариатом и мебелью.
В новом доме было всего шесть квартир, по две на каждом этаже, предназначенных для состоятельных людей. На верхнем этаже по Загородному проспекту жил сам домовладелец с семьёй. Под ними квартиру занимал банкир Я. В. Голант, председатель совета Петроградского общества взаимного кредита. В нижних этажах были размещены несколько магазинов. Так, с угла был вход в автомобильный салон Шапиро, рядом продавались меха, шляпы, обувь, корсеты, вещи для дороги, ноты, вино и фрукты. На втором этаже по Троицкой улице архитектор А. Л. Лишневский в 1915 г. устроил кинотеатр на 300 мест.
Первые 2 этажа большой высоты предназначались для магазинов. Угол здания оформлен в виде полукруглой башни.
Фронтоны эркеров украшены рельефной лепкой.
Арочные окна третьего этажа украшены пилястрами, на которых установлены фигуры кариатид.
Кариатиды одной рукой поддерживают гирлянды. На фасаде дома находится 40 кариатид - они установлены по всему периметру здания. Несмотря на свою многочисленность, кариатиды почти незаметны - они небольшого размера.
|