Коллекция — это уровень, уровень и уровень. Качество, качество и качество. А человек слаб. У него с покупкой той или иной вещи связана целая куча воспоминаний, радостей. И он не хочет расставаться с предметами. Результат — коллекция замусорена. Нужно четко осознавать вот висит на стене любимая твоя картинка, эмоциональные взрывы связаны с ее добычей, а рядом — еще три. И если любимая не выдерживает с ними сравнения по качеству — безжалостно от нее избавляться. Тот, кто смог преодолеть в себе это собирательство, накопительство — тот и становится серьезным коллекционером. И еще одно. Нелюбимый мной Чехов говорил, что нужно по капле выдавливать из себя раба. Коллекционер должен по капле выдавливать из себя покупателя. Этот восторг, когда ты покупаешь произведение искусства,— чувство, которое нужно из себя вытаскивать клещами, скальпелем, штопором. Чем угодно. Потому что в нем кроется 99% ошибок коллекционирования. Порыв, тебе хочется купить вещь — прекрасно, но на таком азарте теряются приоритеты. И можно накупить кучу всякого бесполезного хлама, вместо того, чтобы задавить в себе это 99 раз, но один — купить то, что действительно серьезно для коллекции. А весь мир совращает тебя покупкой. Ты приходишь в галерею, и видишь два-три десятка предметов. Проходит первый ажиотаж — ты понимаешь да, эти три десятка подошли бы тебе в коллекцию, но ни один из них не поднял бы ее ни на ступеньку выше. Значит, тебе это не нужно. Умение расставаться с некачественными вещами — то, что делает коллекционера из собирателя и, как мы говорим, мусорщика.
Внутри клана существуют какие-то деления? - Есть разные виды коллекционирования. Есть примеры, когда мощный позыв к собирательству плюс невероятной силы мозги, плюс деньги и понимание, что ты не можешь быть покупателем, а должен
привлечь экспертов, делают очень хорошие, сильные коллекции. Допустим,
это собрание Тиссен-Борнемиса, которое демонстрируется сейчас в Мадриде в отдельном здании и соперничает с Прадо по количеству посещений. Это коллекция Фрика в Нью-Йорке, соперничающая с Метрополитен. Меня прельщает другой вид коллекционирования — когда ты опираешься только на свои силы, знания, вкус. Если у тебя не хватает знаний, естественно, ты контактируешь с теми, у кого их в этой области больше. Но не эксперты определяют твою коллекцию — ты сам.
Но это же бесконечный путь? Абсолютно. Более того, вершин этого пути - не достигнуть никогда. Они уже сформированы. Это — собирательство семьи Медичи, на котором основана самая блистательная галерея мира Уфицци. Никогда, ни одному частному коллекционеру не достигнуть такого уровня. Это собрание Рудольфа в Вене, галерея Питти, мюнхенская Пинакотека. Их уровень недостижим — нет таких денег, да и таких произведений нет. Большинство картин, которые хранятся в подобных музеях, покупалось от станка, от автора. Но все-таки есть одна область, где можно стараться держаться уровня этих собраний.Это — область качества. У тебя 20 вещей, а не 20 000, как в Уфицци, но любая из твоих картин могли бы висеть там. Это очень большая цель. Труднодостижимая, но возможная. И чем больше у тебя произведений, которые не соперничают с мировыми шедеврами, а являются их товарищами, тем выше твое собрание……
|