В мастерской Климта в любое время дня находились девушки, которые ждали
в соседней комнате на случай, если бы он задумал их нарисовать. Франц
Серваез, художественный критик, современник художника, отмечал: "Его
окружали загадочные, обнаженные женщины, которые в то время как он
молчаливо стоял перед мольбертом, прохаживались по мастерской,
потягиваясь, оглядываясь вокруг, наслаждались жизнью. При этом они
всегда были готовы исполнить приказ хозяина и стоять неподвижно, когда
он ухватывал позу или движение. Или вдруг что-то взывало к его чувству
прекрасного, и он запечатлевал это в рисунке".
Климт зарисовывал буквально все что делал. Порою для одной картины
делалось более сотни рисунков, каждый из которых отличался какой-нибудь
деталью - частью туалета, драгоценностью или жестом. Они грудами
валялись в его мастерской, а обожаемые им кошки имели обыкновение рвать
их. К несчастью, большая часть его блокнотов с рисунками была
уничтожена не кошками, а пожаром в квартире Эмилии Флёге.
Удалось спасти только три альбома. Рисунки, которые сохранились,
показывают изнутри оригинальный художественный подход Климта. В
картинах обнаженность и сексуальность прикрываются, почти заточаются в
орнамент и драпировки, чтобы затем, с танталовыми муками быть частично
приоткрытыми.
А в рисунках эротизм проявляется открыто, без грима. Даже при жизни,
многие критики считали его рисунки самыми ценными его работами, но их
мог видеть лишь ограниченный круг лиц. В отличие от Шиле, который
зарабатывал в основном графикой, доходы Климта базировались только на
живописи. Для него рисование было необходимым подготовительным
процессом или своего рода расслаблением, свободным выражением самого
себя без ограничений живописи маслом.
Рисунки Климта не только показывают его мастерство рисовальщика, но и
выявляют его эротическую озабоченность и сексуальную свободу, которые
вступали в противоречие с закрытым пуританским обществом, в котором он
жил.
В этих рисунках нет никаких намеков на видимые временные или
пространственные реалии. Это просто женщины, сами по себе. Те самые,
которые, как ранее описывалось, ходили обнаженными по его мастерской.
Он их рисует всего лишь одним росчерком, избегая внутренней моделировки
или затемнения их тел, почти всегда привлекая внимание к их гениталиям
или к грудям, используя перспективу, взгляд из объектива, искажение
форм, или другие формальные приемы.
ДЕВСТВЕННИЦЫ 1913Г. 190 Х 200 Х.М., НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ, ПРАГА, ЧЕХИЯ (ДЕВУШКИ В УЗОРАХ. СПЛЕТЕНИЕ ТЕЛ)