Метод Хосе Сильва Ростов Мин Воды Кисловодск Ставрополь Пятигорск Москва Абинск Самара Геленжик Турция Греция
МИР Метод Хосе СильваМИР Метод Хосе СильваМИР Метод Хосе Сильва
   ПОИСК   
Метод Хосе Сильва Ростов Мин Воды Кисловодск Ставрополь Пятигорск Москва Абинск Самара Геленжик Турция Греция
МИР Метод Хосе Сильва Ростов Мин Воды Кисловодск Ставрополь Пятигорск Москва Абинск Самара Геленжик Турция Греция
Меню сайта
Категории раздела
Метод Сильва [37]
Саморазвитие [120]
Коучинг [104]
Системные расстановки по Берту Хеллингеру [13]
НЛП [49]
Разное [70]
Ближайшие семинары
[11.09.2012]
РОСТОВ НА ДОНУ 23 - 24 мая 2015г. ТАЙМЕНЕДЖМЕНТ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ АРТ ТЕРАПИЯ (0)
[15.10.2012]
7 лет в городе Cамара, Саратов, УЛЬЯНОВСК, ВОЛГОГРАД, АСТРАХАНЬ - СИЛЬВА, ЗАЩИТЫ, МАГИЯ ЛЮБВИ, ОРАТОРСКОЕ, НЛП, НЭП, ПРОДЛИ СВОЮ ЖИЗНЬ! (0)
[29.10.2012]
Международный Семинар метод СИЛЬВА НА КМВ КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ! Лучшая цена сезона! Сочи морская ЛАБОРАТОРИЯ с 1 июля 2015 лучшая цена (0)
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 58
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Системные расстановки по Берту Хеллингеру

Оригинал статьи ("On Consсiences") ТРИ ВИДА СОВЕСТИ
...

Личная совесть

Принадлежность. Мы на своём опыте переживаем действие личной совести, чувствуя себя хорошо, когда у нас "чистая" совесть, и, чувствуя себя плохо, когда совесть "нечистая".

Внимательно наблюдая за собой, мы можем заметить, что "нечистая" совесть возникает тогда, когда мы думаем, чувствуем или делаем нечто, что не соответствует ожиданиям или требованиям тех людей или групп, к которым мы хотим принадлежать, или даже от которых зависит наше выживание.

Это значит, что наша совесть находится на "страже" тесной связи со значимыми людьми или группами людей. Личная совесть постоянно следит за тем, не представляют ли наши мысли, желания, знания и/или действия опасность для наших связей и не угрожают ли они нашей принадлежности. И когда совесть находит, что мы можем быть отвергнуты людьми, от которых зависим, возникает страх, что наша принадлежность подвергается серьёзной опасности. Этот страх ощущается как "муки совести".

С другой стороны, когда мы думаем, желаем и действуем в согласии с тем, что от нас ожидают и требуют значимые люди и группы, то чувствуем, что можем быть уверены в своей принадлежности. Чувство безопасности от принадлежности даёт лёгкость, покой, защищённость и воспринимается как "чистая совесть". Таким образом, личная совесть соединяет нас с теми людьми и группами людей, кто важен для благополучия и играет существенную роль в нашей жизни.

Соединяя нас только с определёнными людьми и группами, личная совесть одновременно исключает других. Этот вид совести имеет первостепенное значение в детстве. Дети делают всё, чтобы оставаться принадлежащими системе, без которой они могут не выжить.

Хорошее и плохое. Понимание "хорошего" и "плохого" базируется на различиях, которые формирует личная совесть. Эти различия создают способ измерения того, до какой степени наши мысли или действия сохраняют или нарушают нашу принадлежность. Мы признаём происходящее хорошим через ощущение "чистой" совести и не чувствуем необходимости какого-либо дополнительного анализа. Однако, если бы мы "отошли" от личной совести и посмотрели бы на происходящее с большей дистанции, то сочли бы происходящее по-прежнему хорошим или оно оказалось бы плохим? Для наблюдателя, находящегося вне этого ментального поля, то, что называется хорошим, может выглядеть странным или даже опасным. Но для тех, кто внутри поля, не остаётся пространства для вопросов. Именно поэтому хорошее "защищается" как хорошее часто без лишних размышлений.

Коллективная совесть

Помимо той совести, которую мы можем ощущать (личная совесть), есть ещё один вид совести, который действует на нас. Её действие гораздо более сильное, чем действие личной совести. Однако, она остаётся по большей части скрытой от нас. Почему? В наших внутренних ощущениях личная совесть имеет преимущество перед коллективной совестью.

Коллективная совесть — это совесть группы. В то время как личная совесть ощущается человеком и обеспечивает его личную принадлежность и личное выживание, коллективная совесть обращена к семье в целом и к группе в целом. Она обслуживает выживание группы в целом, даже если это означает, что отдельные люди приносятся в жертву во имя этого выживания. Эта совесть находится на службе обеспечения целостности группы, она укрепляет те нормы, которые лучше всего защищают существование группы.

Если интересы одного человека находятся в противоречии с интересами группы, то личная совесть может так же быть в противоречии с коллективной совестью.

Полнота. Каким законам служит коллективная совесть, и как она укрепляет эти законы?

Первый закон устанавливает, что каждый член группы имеет равное право на принадлежность. Что происходит, если член семьи лишается этого права? Нарушение восстанавливается через другого члена семьи, который "принимает" на себя судьбу исключённого. Представляя его или её, этот член семьи думает, как исключённый, испытывает подобные чувства, проживает похожую жизнь и даже умирает близким образом. Через такое представление, один член семьи как бы "служит" исключённому, возвращая ему место в системе. Важно, что этот "служащий" не осознаёт своей взаимосвязи с ранее исключённым. Человек как бы "захвачен" исключённым, но при этом без "потери" собственной личности. При восстановлении места исключённого в системе у "представляющего" или "служащего" возникает чувство освобождения.

Нельзя сказать, что исключённый желает быть представленным таким образом (хотя иногда исключённый имеет недобрые пожелания в адрес кого-либо в семье). Это коллективная совесть направлена на такое представление, что и создаёт в последующем переплетение [судеб]. Целью является восстановление полноты группы.

Коллективная совесть — вне морали. Она не делает различий между хорошим и плохим, между виной и невиновностью. Она защищает всех членов группы в равной степени, обеспечивая для всех равную защиту права на принадлежность, и, восстанавливая его, если это требуется.

Принадлежность шире, чем смерть. Следует помнить, что никто не теряет своего права на принадлежность, даже если он умер. Семейная система включает в себя в равной степени живых и умерших членов. Это означает, что коллективная совесть рассматривает умерших членов семьи точно так же, как и живых.

Коллективная совесть ищет пути включения даже умерших членов семьи, если они были исключены, и в особенности именно их. Можно распознать, кто входит в сферу влияния коллективной совести, наблюдая за тем, кто может быть выбран для представления исключённого члена семьи, а кто нет. Через смерть люди лишаются своих жизней, но никогда не лишаются своего права на принадлежность семье.

Кто принадлежит системе? Перечислю тех, кто принадлежит к семейной системе и подчиняется действию коллективной совести, начиная с тех, кто ближе всего к нам:

  • Уровень детей. С этого уровня принадлежат системе: мы, наши братья и сёстры. Братья и сёстры включаются не только живые, но также и мертворождённые, и абортированные, и потерянные при выкидыше. Исходя из соображений "надо жить дальше", многие считают, что эти дети должны быть исключены или забыты. Принадлежат системе дети, чьё рождение хранится в тайне, или кто был отдан на воспитание. Система помнит обо всех.
  • Уровень выше детей. Этот уровень включает родителей и их кровных братьев и сестёр. Также, как и на предыдущем уровне, включены все: кто был оставлен, не рождён или отдан. В дополнение к этому, бывшие партнёры родителей также принадлежат к семье. Если они отвергнуты или исключены, они могут быть представлены одним из детей, пока о них не вспомнят с любовью и не включат обратно. Кроме того, включаются также и люди, которые дали место тому, что произошло позднее.
  • Уровень выше родителей. Бабушки и дедушки принадлежат системе, но без их братьев и сестёр, за исключением случаев, когда кто-то из них имел особую судьбу. Бывшие партнёры бабушек и дедушек также принадлежат семейной системе.
  • Уровень прабабушек и прадедушек. Кто-то из них может принадлежать системе, но достаточно редко.

До этого момента мы упоминали кровных родственников и бывших партнёров родителей и предков. Также есть и другие категории людей, принадлежащих системе.

Те, кто дал ресурсы или принёс благо. Люди, чьи ресурсы — жизнь или состояние — обеспечили семье преимущество или даже выживание.

  • Жертвы. Те, кто стал жертвой и пострадал от рук членов семьи, также становятся членами семейной системы, особенно те, кто был убит. Члены семьи должны смотреть на них как на "братьев" и "сестёр" с любовью, печалью и болью.
  • Преступники. Если члены семьи стали жертвой преступления, особенно если они потеряли свои жизни, то убийцы также принадлежат к семейной системе. Если они исключены или отвергнуты, то коллективная совесть позднее позаботится о том, чтобы они были представлены другими членами семьи.

Убийцы привязаны к своим жертвам, так же как и жертвы привязаны к своим убийцам. Те и другие чувствуют завершённость, когда они могут обрести друг друга и объединиться. Коллективная совесть не делает различия между ними.

Только любовь приносит разрешение. Несколько слов о том, как исключённый может быть принят обратно. Только через любовь.

Какого рода любовь? Любовь, как чувство. Чувство, которое приходит, когда мы обращаемся к другому человеку такому, какой он есть. Это чувство приходит как горе, когда мы теряем этого человека. Оно приходит как боль, когда мы смотрим на то, что мы могли сделать этому человеку. В этой любви мы можем чувствовать, достигла ли она других людей, принесла ли она примирение, которое позволит им обрести покой, и могут ли они теперь занять своё место и оставаться там. Если так, то коллективная совесть также успокаивается.

Эта совесть находится на службе любви — на службе равной любви для всех, кто принадлежит семье.

Закон приоритета. Второй закон, которому служит коллективная совесть, и который она стремится восстановить, если он был нарушен, состоит в том, что каждый в группе должен занимать место, принадлежащее ему в соответствии с его рангом принадлежности. Этот закон требует, чтобы те, кто присоединился к системе раньше, имели преимущество перед теми, кто пришёл позже. Таким образом, родители имеют преимущество перед детьми, а первый ребёнок имеет преимущество перед последующими. Каждый член группы имеет определённое правильное место.

Эти приоритеты непостоянны: рождается новый ребёнок и порядок сдвигается. Тот, кто был самым младшим и, таким образом, последним по порядку, получает приоритет, как только кто-то ещё младше приходит в систему. В конечном итоге каждый создаёт семью и в этой семье занимает первое место вместе со своим партнёром.

При этом переходе вступает в силу другой закон — закон приоритета между семьями, например, между родительской семьёй и собственной семьёй. Новая семья имеет приоритет перед старой.

Этот закон также действует, если один из родителей начинает новые отношения, находясь в браке, и в этих отношениях рождается ребёнок. Образуется новая семья, и она имеет приоритет перед прежней. Без исключений.

Нарушение закона приоритета и его последствия. Закон приоритета нарушается, если кто-то, присоединившийся к семье позднее, хочет "занять место" более высокого ранга, чем ему предназначено. Это нарушение закона приоритета осознаётся как гордость, которая проявляется особенно ярко в случае неудачи или предшествует падению.

Часто нарушение этого закона вменяется в вину детям, которые ставят себя выше родителей и соответственно ведут себя, не руководствуясь любовью и нарушая приоритет.

Более часто, однако, этот закон нарушается, когда дети хотят "нести" что-то за своих родителей, например, заболеть или умереть вместо них. В этом случае закон приоритета нарушается с любовью. Но и в этом случае, любовь не защищает ребёнка от последствий этого нарушения.

Трагично здесь то, что ребёнок нарушает этот закон с "чистой" совестью. Это означает, что в контексте личной совести ребёнок, исполняя свою миссию, чувствует себя особенно не виновным, а иногда и великим. Через это нарушение ребёнок особым образом переживает право на принадлежность.

В таких сценариях два вида совести находятся в противоречии. Закон приоритета, который вводит и защищает коллективная совесть, нарушается под влиянием и в полном соответствии с личной совестью. В этом смысле нарушение производится с "чистой" совестью. Личная совесть толкает человека на нарушение закона приоритета и помогает ему принять последствия своих действий.

Каковы последствия таких нарушений? Первое последствие это — неудача. Тот, кто ставит себя выше родителей, с любовью или без, потерпит неудачу.

Предельный провал вследствие нарушения закона приоритета — это смерть. Трагический герой хочет поставить себя впереди тех, кто имеет приоритет в системе. В этом трюке он не только терпит неудачу, он — погибает.

Нечто подобное мы видим в случае с детьми, которые "несут" нечто за своих родителей или хотят принять нечто на себя вместо них. Дети как будто говорят: "Лучше я, чем ты". Что в точности это означает? В конечном итоге это означает: "Я умру вместо тебя". Естественно для родителей, ради которых действует ребёнок, это гораздо большая трагедия, чем могла бы быть его или её (родителей) собственная смерть.

Следует иметь в виду, что этот закон и последствия его нарушений действуют не только в пределах семьи, но также и в других группах, например, в организациях. Множество организаций терпят крах из-за внутренних конфликтов, в которых сотрудник или отдел более низкого ранга пытается занять место тех, кто пришёл в организацию раньше и, поэтому имеет преимущество.

Закон приоритета — это порядок сохранения мира. Он находится на службе мира в семье и в группе. В конечном итоге, он на службе любви и жизни в целом.

Область действия коллективной совести. Как далеко в прошлое простирается коллективная совесть? Связана ли она только с теми умершими, о которых мы знаем? Быть может эта совесть направлена на включение исключённых в прошлом? А может быть и нас самих, если мы существовали в прежних жизнях? Может быть, коллективная совесть даже находится на службе некоторых космических сил, для которых всё, что имело место, не должно быть потеряно. Нарушаем ли мы правила приоритета через наше стремление к прогрессу, как бы провозглашая то, что мы лучше, чем наши предки?

Что с нами случится, если мы займём своё правильное место, скромно встав в конец? Если всех, кто был исключён по любым причинам, и всех, кто умер раньше срока, мы примем в наши сердца здесь и теперь, как это повлияет на нас? Мы принимаем их вместе со всеми, кого им, возможно, не доставало. И, возможно, замыкаем круг, включая всё, что было утрачено, вместе с ними.

Баланс. Потребность в балансе между "брать"—"давать" и между приобретением-потерей также есть следствие работы описанных двух видов совести:

  • Личная совесть и баланс. Личная совесть, которую мы ощущаем как "чистую" и "нечистую", а также как чувство вины и невиновности, следит за балансом между "брать" и "давать". Это чувство вины и невиновности ощущается иначе, чем чувство вины и невиновности в связи с принадлежностью или разрывом принадлежности. Вина ощущается в этом случае как обязательство в связи с тем, что нечто получено или взято без того, чтобы предоставить другое, равноценное взамен. Невиновность ощущается как свобода от обязательств. Мы испытываем чувство невиновности и свободы, когда получили столько же, сколько отдали, т.е. между "брать" и "давать" установился баланс. Мы также можем достичь баланса и иным путём. Вместо того чтобы возвращать нечто равноценное, мы можем передать нечто равноценное другим. Это особенно существенно по отношению к нашим родителям. Мы не можем отплатить им чем-то равноценным, потому что это должно быть равноценно самой жизни, однако мы можем передать этот дар другим, например, нашим детям, и через это действие создать равновесие.
    • Искупление и расплата. Мы создаём баланс между "брать" и "давать" также в страданиях. Это тоже действие совести. Если мы для кого-то явились причиной страдания, то мы также испытываем потребность страдать, уравновешивая баланс. После того, как испытано страдание, можно испытать хорошее чувство, снова ощутить "чистую" совесть. Эту форму баланса мы знаем как искупление и расплату. Однако потребность совершить искупление — внутренняя: она ничего не может дать пострадавшему, чтобы действительно восстановить его баланс. Разве что он не будет чувствовать себя таким одиноким. Этот вид баланса не имеет отношения к любви, он инстинктивен и слеп.
    • Месть. Чувство или потребность в балансе также возникает, если кто-то причинит вред нам. Мы хотим причинить ему ответный вред. Здесь потребность в балансе становится потребностью в мести. Но месть уравновешивает только на короткое время. Однажды возникнув, жажда мести активизируется всеми сторонами, и, в конце концов, месть причиняет вред всем сторонам.
  • Коллективная совесть и баланс.
    • Исцеление. Коллективная совесть тоже создаёт потребность в балансе. Однако движение к балансу, по большей части, остаётся скрытым от нашего сознания. Те, кто представляет исключённых членов системы, не знает, что он избран для установления баланса с чем-то, что нарушило семейную систему как целое. Баланс на этом уровне — это движение большего целого, и поэтому уравновешивание производится обезличенно. Те, кто назначены служить этому восстановлению, находятся в состоянии невиновности в соответствии со своей личной совестью. Эта форма уравновешивания напрямую связана с процессом исцеления. То, что было нарушено, будет восстановлено под влиянием больших сил. Коллективная совесть направлена на то, чтобы вернуть обратно то, что было утрачено. Таким образом, коллективная совесть восстанавливает порядок во всей семье и исцеляет её.

Духовная совесть

На что реагирует духовная совесть? Она реагирует на движения духа, и этот дух движет всё именно таким образом, каким движет — творчески. Все участвует в этом движении, независимо от того, хотим мы это или нет, принимаем ли мы это или пытаемся сопротивляться.

Нужно спросить себя, рассматриваем ли мы себя в гармонии с этим движением, подчиняемся ли мы ему по собственному желанию, остаёмся ли осознанно настроенными на него? Если мы остаёмся в контакте с этой совестью, тогда мы движемся, думаем, чувствуем, действуем, признавая себя ведомыми и защищёнными им.

Что происходит, если мы остаёмся в гармонии с этим движением? Что происходит, если мы пытаемся устраниться от этого движения, возможно потому, что оно требует от нас слишком многого, или это слишком пугающе? Тогда мы испытываем нечто из области нашей духовной совести, которую мы можем сравнить с нашей личной совестью.

Когда мы ощущаем себя в гармонии с движением духа, мы чувствуем себя хорошо. В большинстве случаев мы чувствуем покой и согласие с собой. Мы знаем наши следующие шаги и у нас есть силы совершить их. Это чувство, это "знание" может быть названо "чистой" духовной совестью. Как и в случае с личной совестью, мы немедленно понимаем, соответствуем ли мы духовной совести или нет. Разница в том, что это понимание — духовное.

"Чистая" духовная совесть ощущается, как готовность следовать духовному движению.

Что самое важное в этом духовном движении? Это любящее движение духа в направлении всего, в том состоянии и виде, в каком оно существует. Духовная совесть осознаётся как единая с духом, который дарит равное любящее внимание ко всему, какое оно есть.

А как тогда мы испытываем "нечистую" духовную совесть? Мы чувствуем её как беспокойство, как духовную блокаду, проявляющуюся в том, что мы больше не знаем нашего пути, не знаем, что делать, и чувствуем себя лишёнными сил.

Когда мы испытываем "нечистую" духовную совесть? Ответ приходит сразу же: когда мы отступаем от любви духа. Иллюстрацией является исключение кого-либо из нашего любящего внимания и лишение нашего доброго расположения. В этот момент мы теряем гармонию с движением духа, и мы возвращаемся к себе, оставленные с нашей "нечистой" совестью.

Но, так же, как и с личной совестью, "нечистая" духовная совесть ведёт нас достижению "чистой" совести. Своим действием она возвращает нас к гармонии с движениями духа, пока мы не придём к миру и снова не станем едины с его заботливым вниманием и любовью ко всему и ко всем, как они есть.

Часть вторая. Три вида совести и их роль в семейных расстановках

Когда люди пытаются понять и разрешить свои личные проблемы, проблемы с партнёром, в семье или с ребёнком с помощью семейных расстановок, мы можем сразу увидеть, какой вид совести наибольшим образом вовлечён в происхождение и поддержание проблемы. Отсюда мы понимаем, что требуется от человека и от его семьи, чтобы найти разрешение.

Нам следует увидеть взаимосвязанность всех видов совести, потому что все они действуют в области наших взаимоотношений. Проблема связана с разными видами совести и, в конечном счёте, с ними со всеми. Они работают вместе одна за другой, они дополняют друг друга.

Точно так же, как мы видим, какой вид совести находится на переднем плане, когда клиент формулирует проблему, так и в случаях, когда помощник (расстановщик) имеет проблемы с клиентом, он может обратиться к тому, какой вид совести вовлечён в его работу с этим человеком. Расстановщик может ответить на вопрос: "Что даёт ему это понимание в плане подходов к разрешению проблемы клиента?"

Духовная совесть. Если мы смотрим на семейные расстановки с большого расстояния — мы движемся к тому, чтобы рассмотреть духовную совесть.

Оглядываясь назад на пройденный путь, мы отчётливо понимаем важность личной и коллективной совести. Мы также осознаём, где они достигают своих границ. Духовная совесть ведёт нас за пределы этих ограничений.

Различия между тремя видами совести

В чём состоят основные отличительные свойства разных видов совести? Каковы их относительные ограничения? Различия и ограничения относятся к тому, насколько далеко простирается любовь:

  • Личная совесть обслуживает нашу принадлежность к ограниченной группе. Она исключает других, кто не принадлежит к этой группе. Таким образом, она не только соединяет, но также и разделяет, не только любит, но также и отвергает.
  • Коллективная совесть выходит за пределы личной совести. Коллективная совесть направлена на включение исключённых. Они снова получают право принадлежности к своим семьям и группам. Таким образом, любовь простирается дальше. Коллективная совесть не сильно связана с индивидуальным благополучием. Если бы было иначе, было бы невозможно заставлять невиновных людей — тех, кто не принимал участия в исключении, — представлять исключённых, иногда платя за это большую цену. Здесь становится ясной граница между личной и коллективной совестью: коллективная совесть в основном направлена на поддержание целостности конкретной группы и соблюдения основных законов внутри этой группы.
  • Движения духа, напротив, в равной степени направлены на всех. Когда мы приходим в гармонию с движениями духа, мы неминуемо оказываемся связанными со всеми в равной степени, с благосклонностью и любовью, каковы бы ни были их судьбы. Любовь не знает границ: она преодолевает различия между "лучшим" и "худшим", между "хорошим" и "плохим". Духовная совесть проникает через все ограничения, и ограничения личной совести, и ограничения коллективной совести. Духовная совесть обращена ко всем в равной степени. Духовная совесть заботится об этой универсальной любви, и мы чувствуем её уколы, если отступаем от этой всеохватывающей любви.

Духовные семейные расстановки

Как духовная совесть влияет на семейные расстановки? Как духовная любовь проявляется в семейных расстановках?

Движения духа являют себя в семейных расстановках очень впечатляющим образом. Мы можем испытывать движения духа и видеть их действие, как на заместителей в расстановках, так и на тех, кто только наблюдает за процессом.

Вследствие этого, процесс духовных семейных расстановок отличается от того, что многие люди привыкли называть семейными расстановками.

В этом случае не делается расстановка семьи по обычной процедуре (выбор из группы заместителей для каждого члена семьи и затем расстановка в соответствии с их взаимоотношениями друг с другом). В духовных семейных расстановках первоначальная расстановка делается минимальной. Участвуют один или два человека, возможно, клиент или заместитель клиента и ещё один человек, например, его партнёр. Этим двум участникам предлагается встать на некотором расстоянии друг от друга, не в каком-то особом местоположении, а просто друг напротив друга. Не даётся никаких инструкций и не преследуется никаких намерений. Клиент или заместитель клиента и другой участник просто располагаются в пространстве.

Проходит некоторое время, и вдруг внезапно они бывают охвачены движением, таким, как будто оно пришло извне. При этом личностью оно ощущается как собственное, возникшее внутри. У заместителей нет возможности управлять этим движением или сопротивляться ему.

Через это движение заместители чувствуют свою гармонию с внешними силами, которые исполняют это движение через них. Но это происходит только, если они остаются собранными без каких-либо собственных намерений и без страха в отношении того, что может проявиться. Как только возникают намерения, например, намерение помочь, или попытка контролировать то, что может выйти на свет, связь с движением духа пропадает. Собранность зрителей тоже рассеивается. Например, они могут начать беспокойно шевелиться на своих местах.

Через некоторое время из движений заместителей становится ясно, нужно ли ввести ещё одного участника, или нет. Если кто-то смотрит вниз, то это, например, может означать, что он смотрит на умершего человека. Тогда ещё одного заместителя просят лечь на пол на то место, куда он смотрит. Если взгляд заместителя направлен в определённом направлении, то ставят ещё одного заместителя на то место, куда он смотрит.

Движения заместителей очень медленны. Если кто-то двигается быстро, это указывает на то, что он двигается под влиянием какого-то своего намерения и больше не находится в контакте с движениями духа. Этот человек больше не находится в собранном состоянии, он не надёжен как заместитель и его нужно заменить другим заместителем.

Очень важно, чтобы ведущий расстановки воздерживался от проявления собственных взглядов и интерпретаций. Ведущий так же подчиняется движениям духа, и это означает, что он действует только тогда, когда эти движения ведут к следующему шагу или к фразе, которую ему надо произнести или попросить произнести заместителей. Ведущий постоянно получает от заместителей сигналы о том, что происходит внутри них, и куда ведут или должны вести их движения. Например, если заместитель отступает назад или хочет отвернуться от мёртвого, который лежит перед ним, ведущий через некоторое время вмешивается и возвращает его назад. Заместитель даёт информацию посредством своих движений, но не заместители определяют происходящее. Как и они, ведущий находится на службе движений духа. Он следует им, часто неосознанно, через определённое вмешательство в расстановку или через какие-либо фразы.

Куда нас в результате приводят движения духа? Они собирают вместе то, что было ранее разделено. Это всегда движения любви.

Эти движения не всегда должны быть доведены до завершения. Достаточно, если становится ясно, в каком направлении они ведут. Потому такие расстановки часто остаются открытыми. Мы можем положиться на то, что однажды приведённое в движение будет завершено в душах тех, кого это затрагивает. Это глубокие движения, которые не просто показывают решение какой-либо обозначенной проблемы; это шаги, которые ведут к исцелению и им нужно время, чтобы совершиться.

Семейные расстановки, находящиеся в гармонии с движениями духа, требуют, в первую очередь, от ведущего также оставаться в гармонии с этими движениями. Он не должен делать какие-либо различия между хорошим и плохим и должен быть обращён ко всем с равной любовью. Это может быть достигнуто, только если он научился быть в гармонии с движениями духа внутри себя, и тогда любое отступление от любви мгновенно им ощущается внутри.

Ведущий, который поддался желанию обвинить кого-то за его поступки, или испытывает жалость к кому-то за его страдания — отступает от сдержанной, неизменной любви, исходящей от духовной совести. Конечно, мы снова и снова отступаем от этой любви. Но если мы научимся быть внимательными к движениям духовной совести и повиноваться тому, что она от нас требуют, мы можем снова возвращаться к гармонии с движениями любви ко всему, каково оно есть.

Личная совесть. Самые прочные границы для любви создаёт наша личная совесть, проводя и закрепляя различия между теми, кто имеет право принадлежать и теми, кто не имеет. Личная совесть устанавливает эти границы, прежде всего для детей. Выживание ребёнка зависит от соответствия его мыслей и поведения тому, что требует эта совесть. Совесть требует от детей относиться с подозрением к тем, кто принадлежит к другим группам и в силу этого следует другой личной совести. Ощущая "чистую" совесть, одна группа относится с подозрением к другой группе, вплоть до полного отвержения или войны с теми, кто, естественно, тоже ощущает свою совесть "чистой".

Ровно настолько, насколько личная совесть сохраняет нашу принадлежность к группе, она требует от нас держаться в стороне от других групп. Это требование нашей личной совести часто ведёт к конфликтам, вплоть до войны. С одной стороны, "чистая" личная совесть обеспечивает выживание, но, с другой — создаёт угрозу этому выживанию, потому что неизбежно ведёт к конфликтам с другими группами, иногда со смертельными последствиями.

Потребность в балансе — это движение, порождаемое личной совестью. Мы ощущаем "чистую" совесть, отдавая взамен что-то эквивалентное тому, что мы получили. Соответственно, мы ощущаем "нечистую" совесть, если мы принимаем нечто от других без того, чтобы вернуть что-то равноценное, или если мы требуем что-то от других, что нам не положено. Потребность в балансе делает возможными наши отношения. Таким образом, личная совесть служит нашим отношениям.

Личная совесть служит жизни и выживанию путём поддержания баланса и замкнутости группы. С другой стороны, как только определённые границы нарушаются, личная совесть ведёт человека к чему-то другому, иногда вплоть до смерти.

Личная совесть иногда переступает границы того, что служит жизни, когда потребность в балансе расширяется и искажается, включая в себя месть, что означает нанесение вреда в ответ за причинённый вред.

Потребность в искуплении действует подобным же образом. Чтобы уравновесить вред и страдания, которые мы причиняем другим, мы причиняем страдания и вред себе. Иногда даже страдаем вместо других.

Что мы должны отслеживать в семейных расстановках, находясь в пределах границ своей личной совести, которая находится на службе жизни? Мы должны оставить позади наше понимание "хорошего" и "плохого". Если мы остаёмся в пределах своей личной совести, например, отвергая определённых людей, возможно вместе с клиентом, тогда мы служим жизни весьма в ограниченных пределах. Мы служим ей ровно настолько, насколько это делает личная совесть. С одной стороны, мы служим жизни, а с другой, мы служим смерти.

Коллективная совесть. В семейных расстановках мы работаем в рамках коллективной совести и её законов, оставаясь в пределах устанавливаемых ею границ. Эти границы достаточно широки. Сохранять эти границы возможно, придерживаясь двух базовых законов: закона, охраняющего равное право для всех принадлежать системе, и закона приоритета, устанавливающего для всех членов системы их место.

Что следует делать, рассматривая семейные расстановки в контексте коллективной совести?

Прежде всего, находясь в роли помощника (расстановщика), не исключать никого из семейной системы, ни клиентской, ни своей. Следует посмотреть на исключённых, как в своей собственной семье, так и в семье клиента. Посмотреть на них с любовью и принять их с любовью. Это становится возможным, если расстановщик оставил позади себя различия между хорошим и плохим, если он может "смотреть" на нерождённых детей, несмотря на боль, которая сопровождает этот факт. Всё это требует смелости, так же как и чистоты.

Во-вторых, следует уважать законы приоритета. Когда мы используем семейные расстановки для помощи другим, мы временно становимся членами их семьи (системы). Но мы присоединяемся к системе, становясь последним по порядку членом, помня о том, что наше место — последнее.

Что происходит, если помощник занимает первое место, выше клиента и его родителей? Тогда помощник (расстановщик) терпит неудачу, так же, как если бы клиент нарушил закон приоритета и взял что-то на себя вместо своих родителей.

В семейных расстановках часто можно видеть, что ребёнок искупает что-то вместо своих родителей, возможно через болезнь или даже смерть. Иногда мы видим мать или отца, которые ожидают от ребёнка совершения искупления вместо них. Это в огромной степени бессознательный процесс с обеих сторон, т.к. тут задействована коллективная совесть. Этот вид баланса противостоит жизни, иногда вплоть до её разрушения — оставляя при этом участников с чувством "чистой" совести и невиновности.

Для помощника (расстановщика) нарушение закона приоритета также может быть опасным. Происходит нечто вроде цепной реакции: помощник берёт на себя что-то, что принадлежит клиенту, и таким образом ставит себя выше клиента, возможно, так же, как клиент ставит себя выше своих родителей. Помощник (расстановщик) ведёт себя по отношению к родителям как их ребёнок. Когда помощник (расстановщик) считает (из самых добрых намерений), что он может изменить судьбу клиента или защитить его, он закрывает возможность помощи для всех, кто вовлечён в ситуацию. Только в пределах границ, установленных законами приоритета, помощник (расстановщик) может сохранить свою силу и дать возможность клиенту найти собственный путь к нужному решению.

Заключение

Духовная совесть ведёт нас за пределы границ личной совести через свою любовь для всего и для всех. Она также защищает нас от последствий пренебрежения законами коллективной совести, поскольку обращена ко всем в равной мере. Она чтит законы приоритета особым образом, поскольку, следуя движениям духа, мы ощущаем себя соединёнными со всеми людьми равным образом. Мы ступаем на землю наравне со всеми.

В духовных семейных расстановках мы всегда остаёмся в любви ко всем и всему, как оно есть. Только духовные семейные расстановки всегда и везде находятся на службе жизни… любви… и мира.



Категория: Системные расстановки по Берту Хеллингеру | Добавил: Andrey1 (30.07.2012)
Просмотров: 513 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Случайное фото
    Баллада миру

    Книга Ларисы Буторовой

    "И это есть баллада миру"

    Случайная строка:

    Мы для того тебе даём,
    Поиск


    Copyright Nickademus © 2024 Используются технологии uCoz